Осенью 2019 года в России вновь прозвучала инициатива о том, что проезд в центральных районах крупных городов страны нужно сделать платным. На сей раз инициатором выступил Санкт-Петербург.
Зачем делать центр платным?
На сайте правительства Петербурга опубликован проект комплексной схемы организации дорожного движения в городе до 2033 года. Он предполагает, в том числе, ограничение свободного проезда в центр Северной столицы личного транспорта. По замыслу, это улучшит условия для общественного транспорта, снизит загруженность дорог и сократит число ДТП.
Ранее подобная инициатива звучала на федеральном уровне. Законодатели предлагали создать зоны платного проезда автомобилей, чтобы снизить трафик, сделать города привлекательными для туристов и комфортными для пешеходов. При этом властям региона предлагалось самостоятельно выбирать участки для платного проезда и решать, с каких категорий транспорта брать плату, в какой день или время суток.
Правда, дальше обсуждений дело не дошло. Для введения ограничений на въезд или организации платных стоянок власти должны предоставить автомобилистам выбор в виде общественного транспорта, перехватывающих или внеуличных городских стоянок, а также организовать инфраструктуру для движения велосипедов. Все это в российских мегаполисах развивается крайне медленно. Усугубляет ситуацию и недовольство горожан такой, казалось бы, здравой и полезной инициативы.
«
Реализовать проект платного проезда по центру города мешает, прежде всего, протест людей. Такой порядок воспринимается в штыки, хотя, на самом деле, платный проезд — это стандартная схема, которая работает во многих мегаполисах по всему миру. Улицы ограничены, а машин становится все больше, нужно как-то уменьшать трафик. Водителям предлагается оформлять годовые абонементы или покупать билеты на разовые поездки. Конечно, тарифы для резидентов (жильцов центральных районов) должны быть максимально низкие, ведь это их право жить и передвигаться по центру.
»
Красимир Врански, руководитель движения «Красивый Петербург»
Больше всего от растущей автомобилизации страдают пешеходы, у которых фактически отбирают город. Яркий пример тому Невский проспект в Санкт-Петербурге, где 4/5 пространства отводится автомобилям, а горожанам и многочисленным туристам приходится толпиться на узких тротуарах. Набережные Северной столицы также отданы машинам, хотя подходы к воде — самая ценная территория для туристов и жителей. Аналогичные проблемы наблюдаются и в других крупных городах России. Платный проезд в центре мог бы решить проблему с растущей автомобилизацией, правда, частично.
Как разгрузить город от машин?
Как считают эксперты, ситуацию с загруженностью центральных улиц мегаполисов может исправить только комплексный подход. При разработке схем движения нужно учитывать интересы и общественного транспорта, и личного. Нельзя в угоду коммерческим интересам ограничивать транспортные потоки и создавать проблемы с парковкой.
Пять лет назад столичные власти с участием общественных организаций рассматривали все варианты ограничения въезда: платную парковку, разрешение движения по четным или нечетным дням в зависимости от последней цифры номерного знака автомобиля и платный въезд. Третий вариант ограничивает права всех, кто не живет в зоне ограничения, а в ней могут быть школы, медучереждения, органы исполнительной власти. Это противоречит Конституции.
«
Чисто пешеходных районов не может быть в принципе: должна быть возможность подъехать скорой помощи, полиции, пожарным, инвалидам на такси, ремонтным службам. Магазины и кафе должны снабжаться продуктами. Могут быть пешеходные улицы, но к расположенным на них домам должен быть обеспечен проезд со дворов. Чтобы разгрузить центральные районы мегаполисов, необходим генплан, где предусмотрено развитие дорожной сети, парковки и перехватывающие парковки, развитие общественного транспорта. Сейчас строят без генплана и без ответственности за обустройство дорог, без прогноза транспортных потоков, как, например, в новых микрорайонах Москвы.
»
Владимир Соколов, председатель МОД «Союз пешеходов»
Кстати, ввести плату за проезд в определенной части города уже предлагали некоторое время назад в Петербурге. После исследования этого вопроса выяснилось, что выделить центр в Северной столице нереально. Если в Москве за распределение отвечают кольца, то в Петербурге при введении такого порядка придется ограничить проезд в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском районах, а также части Васильевского острова. Тогда будет соблюден принцип — не ездить там, где исторические постройки.
Ранее мы писали
Москву назвали мировым лидером по пробкам, столичные власти не согласны
Не все первые места в рейтингах радуют победителей. По версии аналитического агентства INRIX, Москва второй …
Читать далее
Очевидно, что пока что самой разумной идеей разгружать центры в мегаполисах является развитие платных парковок. Эта мера уже доказала свою эффективность в Москве. Многих водителей отпугивает идея платить немалые деньги за простой машины, поэтому они пересаживаются на общественный транспорт. Другие, в свою очередь, знают, что всегда смогут найти место для автомобиля в зоне платных парковок. Пешеходам при этом тоже становится комфортнее жить: водители не бросают свои машины на тротуарах, мешая проходу.
Кроме того, чтобы снизить количество машин в городе, местным властям нужно делать привлекательным общественный транспорт: его должно быть больше, он должен быть комфортным и доступным каждому. Для тех, кто предпочитает передвигаться на автомобиле, развивать сервисы каршеринга. Наконец, вплотную заняться вопросом велоинфраструктуры: строить безопасные дорожки со своими знаками и светофорами.
Источник: