Статья о возможном возврате в Украине процедуры техосмотра — история вопроса, текущее положение дел, есть ли необходимость в возобновлении техосмотра. В конце статьи — о возвращении техосмотра в Украине.
Содержание статьи:
- Немного истории
Опыт Европы
Оценки экспертов
Планы
Изъятие автомобилей, не прошедших ТО
Вопрос сроков
Видео о возвращении техосмотра в Украине
2019 год в Украине может ознаменоваться возобновлением регулярных обязательных техосмотров автомобилей. Такое предложение вынесло на рассмотрение Министерство транспорта и инфраструктуры.
Законопроект опубликован для ознакомления на сайте ведомства. В течение месяца будет идти публичное обсуждение, которое завершится согласованием с кабинетом министров и вынесением для утверждения в Верховную Раду.
Немного истории
В Украине до 2011 года действовали правила, согласно которым все транспортные средства обязаны были проходить ежегодный обязательный технический осмотр. К сожалению, контролирующие органы были вынуждены признать, что к этому моменту процедура прохождения техосмотра выродилась в покупку талона в отделении государственной автоинспекции.
Налицо была практически узаконенная коррупционная схема, которая обогащала карманы чиновников, но ничего не делала для того, чтобы обеспечить присутствие на дорогах страны исправного транспорта и снижение уровня опасности трафика автомобильного движения.
По итогам ряда проверок было принято решение уйти от коррупционной схемы, отказавшись от требований ежегодного обязательного техосмотра частных легковых автомобилей. С 2011 года требование обязательного техосмотра стало распространяться только на коммерческий автотранспорт.
Нельзя сказать, что данная мера получила однозначную оценку: с одной стороны, была уничтожена полулегальная коррупционная схема, которыми украинское государство буквально изобилует в последние десятилетия; с другой – отсутствие обязательного техосмотра немедленно начало сказываться на общем состоянии автомобильного парка страны.
Обязательное освидетельствование технического состояния автомобиля, хоть и с грехом пополам, но удерживало уровень эксплуатируемой автомобильной техники на более-менее приемлемом уровне. Его отмена создала у автовладельцев ложное впечатление, что можно ездить на машине с повышенным уровнем вредных веществ в выхлопных газах, с выработанными или неисправными составляющими активной системы безопасности.
К 2017 году вопрос назрел окончательно под влиянием договора о вступление в Европейский Союз. Согласно одному из пунктов соглашения об ассоциации, обязательный техосмотр снова должен распространиться не только на коммерческие, но и на частные транспортные средства. Соглашение об ассоциации с ЕС предусматривает, что Украина присоединяется к директиве ЕС/40/2009 (положении об обязательном всеобщем техосмотре).
Опыт Европы
Первые серьёзные опасения, возникшие у украинских законотворцев, касались вероятности возобновления коррупционной процедуры, из-за которой, собственно, и был упразднён техосмотр для частников. Стало очевидно, что принимать закон о возобновлении техосмотра можно, только разработав принципиально новую процедуру его проведения, которая исключит возможность возобновления системы «узаконенного взяточничества». В этом украинским законодателям может помочь опыт европейских транспортных министерств.
Европейский обязательный техосмотр транспортных средств организован следующим образом:
- проводят ТО независимые станции техобслуживания или специальные пункты контроля;
для того, чтобы проводить техосмотр, СТО и пункты контроля должны иметь соответствующий сертификат;
в случае, если транспортное средство терпит аварию из-за своего неудовлетворительного технического состояния, СТО, освидетельствовавшее автомобиль, теряет свою лицензию на оказание данной услуги;
расценки на проведение техосмотра не контролируются государством, а устанавливаются по принципу рынка.
Оценки экспертов
Предложенная технология проведения техосмотра, по мнению европейских специалистов, должна привести к следующим изменениям:
- повысить уровень безопасности на автомобильных трассах, подняв его до европейского уровня;
привести к единообразию реестры пригодных к использованию транспортных средств Европы и Украины;
улучшить экологическую ситуацию на украинских дорогах.
С первыми двумя пунктами данного перечня украинские эксперты в принципе согласны. Планируется, что аккредитацию компаний, осуществляющих техосмотры, будет проводить
Национальное аккредитационное агентство, СТО и пункты контроля должны быть оснащены соответствующими техническими приспособлениями и лабораториями, располагать материально-технической базой, которая позволяет проводить все необходимые тесты и обследования.
Но всё равно, опасность превращения процедуры в вымогательство денег остаётся высокой, особенно если учитывать экологическую составляющую. Дело в том, что замеры уровня содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобиля, скорее всего, станут «камнем преткновения»: нынешний автопарк в стране в очень небольшой своей части соответствует европейским нормам, которые, кстати сказать, год от года становятся всё более требовательными.
В остальном украинские эксперты указывают на то, что небольшие расценки на проведение техосмотра и независимость проверяющих организаций, скорее всего, должны защитить процедуру от влияния коррупционных процессов.
Планы
Начинать возобновление периодического ТО частного транспорта планируется с 2019 года. Для автовладельцев год начала обязательных техосмотров будет зависеть от года выпуска автомобиля. Специалисты Министерства транспорта и инфраструктуры Украины предлагают избавить от обязательных техосмотров машины, которым меньше пяти лет. Более старые автомобили должны будут постепенно «становиться в строй» проверяемой техники.
Впрочем, государство не собирается пускать процесс техосмотров совсем уж на самотёк: министерство предполагает, что контроль за выполнением техосмотров всё-таки должен существовать, и взять на себя контролирующие функции должны правоохранители.
Изъятие автомобилей, не прошедших ТО
Авторы законопроекта указывают на то, что, вводя обязательный техосмотр автомобилей в соответствии со стандартами, принятыми в Европе, они предполагают постепенно приучить население к мысли, что неисправные автомобили изымаются из автомобильного движения.
Законодатели планируют внедрить в общество понимание того, что такое изъятие транспортных средств, не прошедших освидетельствование, способствует повышению безопасности на автодорогах и защищает как водителей и пассажиров, так и пешеходов.
Согласно планам авторов законопроекта, автомобили, не прошедшие ежегодное освидетельствование, должны изыматься, и делать это должны правоохранительные органы. Здесь также возникают сомнения: «потянут» ли правоохранители ещё и эту нагрузку, если на текущий момент они и контроль соблюдения правил дорожного движения осуществляют в неполном объёме, ограниченные численностью структуры и большой нагрузкой на сотрудников?
Вопрос сроков
Большие дебаты вызвали сроки внедрения обязательного периодического ТО. Положение ЕС/40/2009 было актуально лишь до 20 мая этого года, но на смену ему пришёл новый принятый документ, ЕС/45/2014. Оба положения предусматривают следующий регламент ТО для автомобилей:
- новые автомобили подлежат ТО через 4 года после первоначальной своей регистрации и далее – каждые 2 года;
Пассажирский транспорт подлежит ТО через 1 год после своей первой регистрации и далее – каждый год.
Положения европейской директивы должны внедряться поэтапно:
- для автомобилей, применяемых в перевозках грузов международного уровня – на протяжении года;
для автомобилей, применяемых в перевозках пассажиров международного уровня – на протяжении трёх лет;
для остальных автомобилей – на протяжении пяти лет после ратификации соглашения.
Договор об ассоциации ЕС и Украины был ратифицирован 1 сентября 2017 года. Таким образом, для частных автотранспортных средств положение об обязательном ТО в Украине должен вступить в свою полную силу только к 2022 году.
Это несколько обнадёживает: и у законодателей, и у населения, и у исполняющих структур ещё есть время, чтобы всесторонне проанализировать предлагаемый законопроект, разработать меры по его внедрению и продумать, как избежать возможных шероховатостей и «подводных камней», которые могут поджидать страну в этом направлении.
Возобновление обязательного техосмотра транспортных средств — без сомнения, дело благое. Но оно останется таковым только в том случае, если удастся избежать столь распространённых в Украине последних десятилетий коррупционных схем и будет направлено на повышение качества эксплуатируемых на дорогах автомобилей и защиту безопасности участников дорожного движения.
Видео о возвращении техосмотра в Украине:
Источник: