Статья о причинах гибели людей в ДТП в России: от чего так много людей гибнут на российских дорогах и как снизить количество жертв. В конце статьи — видео о том, как выжить при лобовом столкновении автомобилей.
Содержание статьи:
- Неутешительная статистика
Ямы на дорогах
Развязки vs перекрёстки
Соблюдение правил дорожного движения
Пьянство за рулем
Гаджеты за рулём
Камеры слежения
Зарубежный опыт
Новая стратегия
Видео о том, как выжить при лобовом столкновении автомобилей
В начале 2018 года статистики отметили сокращение уровня аварийности на российских дорогах. Но расслабляться и радоваться рано: как и в прошлом году, каждое 9-е дорожно-транспортное происшествие имеет смертельный исход.
Чтобы решить любую проблему, нужно в первую очередь разобраться с её причинами.
Безопасность на дорогах – не исключение. Что мешает нашей стране организовать дорожное движение, безопасное для жизней водителей и пешеходов?
Неутешительная статистика
Ежегодно на российских дорогах гибнет в среднем около 20 тысяч человек. Чтобы лучше осознать эту цифру, стоит вспомнить, что 20 тысяч – это население среднего провинциального городка. То есть, каждый год с карты страны исчезает по небольшому населённому пункту! И это – не учитывая сотен тысяч раненых.
Оценить масштаб катастрофы можно также, приведя статистику авиапроисшествий: с 1945 года на российской территории погибло 8260 человек в 516 авиационных катастрофах. Но каждое происшествие с участием авиационной техники – это полноценное расследование причин трагедии, масса сообщений в средствах массовой информации.
При этом создаётся впечатление, что к потоку аварий на автомобильных дорогах привыкли настолько, что в какой-то момент уже даже не считали нужным обнародовать в СМИ «мелкие» автонесчастья.
Начиная с 2015 года, российская ГИБДД начала накапливать детальные статистические данные по каждой произошедшей аварии. Собираемая информация должна помочь аналитикам составить реальную картину происшествий на дорогах и позволить выработать ряд мер для снижения аварийности.
Согласно собранных данных, почти половина всех происшествий со смертельным исходом происходит в тёмное время, а именно – с 17:00 до 20:00. Количество смертей в результате наезда транспорта на пешехода примерно соответствует количеству смертей в результате передвижения автотранспорта на дорожных участках с плохим покрытием, причём некачественные дороги лидируют в этом сомнительном соревновании.
Наиболее распространёнными видами аварий являются столкновение автотранспорта и наезд автомобиля на пешехода.
Ямы на дорогах
По статистике всё той же ГИБДД, треть смертельных исходов ДТП приходится на ситуации, в которых автомобиль оказывался на участке дороги, не соответствующем требованиям стандарта. Основными проблемами в этом случае стали:
- отсутствие дорожной разметки;
плохое состояние дорожного полотна, ямы, выбоины;
отсутствие должного освещения на автомобильных дорогах.
Хорошим доказательством влияния состояния дорог на уровень смертности в ДТП и частоту самих ДТП является статистик платных автомагистралей. Удельный уровень аварийности на платных трассах, где есть нормальное освещение и отсутствуют дорожные ямы, а качество асфальта соответствует пусть зачастую нижней, но всё-таки норме для автомобильных дорог, в 20 раз ниже, чем на дорогах обычных. Этот факт доказывает, что справиться с проблемой можно, уделив внимание инфраструктуре дорог.
Развязки vs перекрёстки
Ещё одной «инфраструктурной» причиной высокой смертности в ДТП, о которой стоит упомянуть отдельно, является планирование автомобильных дорог в стране. По статистике, встречные трассы, оборудованные отбойниками, замена перекрёстков на развязки с круговым движением, оборудование искусственными препятствиями зон въезда в жилые зоны эффективно способствуют снижению аварийности.
Реконструкция дорог в стране — безусловно, дело недешёвое. Но если учесть данные статистики, указывающие на существенное снижение смертности на должным образом оборудованных трассах — возможно, эти затраты более чем оправданы.
Соблюдение правил дорожного движения
Не зря бытует в народе фраза о том, что каждое правило пишется кровью. Наиболее частая причина возникновения дорожных аварий – нарушение правил дорожного движения со стороны водителей и пешеходов.
Так называемое «транспортное поведение» – одно из основных понятий в вопросе безопасности движения. К сожалению, российские реалии таковы, что ПДД могут быть строго обязательны для одной части населения и условно-обязательны для некоей «элиты». Нередки случаи, когда те же «слуги народа» нарушают правила и остаются безнаказанными благодаря своему «дорожному иммунитету» не по служебной необходимости, а из соображений собственного удобства.
К сожалению, такая модель поведения приводит к тому, что её начинают калькировать и остальные водители. В результате правила нарушаются чаще, аварийность растёт.
Пьянство за рулём
Несмотря на то, что статистика указывает на некоторое снижение числа аварий, совершённых водителями в нетрезвом состоянии, данная причина аварийности продолжает оставаться одной из наиболее важных и существенных.
Планомерная работа по предотвращению езды в нетрезвом виде медленно, но неуклонно даёт свои плоды. На фоне информации о том, что россияне стали несколько меньше употреблять спиртное, снижение ДТП по вине нетрезвых водителей — не обязательно результат профилактической работы с автолюбителями, а значит, работать в данном направлении нужно продолжать.
Гаджеты за рулём
Существенный процент аварий на дорогах происходит из-за того, что водители отвлекаются на мобильные телефоны, планшеты и даже ноутбуки. Такая проблема существует не только в России — в той же Европе с ней борются гораздо жёстче, чем у нас.
Возможность полного запрещения использования гаджетов при вождении автомобиля сейчас обсуждается в ГИБДД. Исключение предполагается сделать только для мобильных телефонов, оборудованных дистанционной гарнитурой для ведения разговоров.
Камеры слежения
Наличие большого количества камер, регистрирующих ситуацию на автомобильных дорогах страны, также приводит к некоторому снижению аварийности. Такие данные получены в результате сравнения поведения водителей на дорогах, оборудованных камерами, и участках, которые такими камерами не снабжены.
Получается, что несмотря на недовольство граждан обилием электронных средств слежения и контроля, правила на таких участках соблюдаются чаще. А значит, тенденция оборудовать камерами максимальное количество российских дорог – верная, она будет развиваться и в дальнейшем.
Зарубежный опыт
Регулярно члены правительства выступают с призывами и распоряжениями «добиться нулевых показателей смертей на автомобильных дорогах». Идея не нова и представляется сложно, но достижимой, тем более что опыт подобных действий в Европе имеется.
Ещё в 1997 году в Швеции была принята программа снижения смертности на дорогах под названием «Vision Zero». В качестве основной цели данной долговременной программы была установлен нулевой процент гибели людей на автомобильных дорогах страны.
При анализе дорожных ситуаций шведские специалисты сделали выводы о том, что водители едут в первую очередь так, как им позволяет структура дорог. Следовательно, на первое место должна выйти глубокая перестройка транспортно-дорожной инфраструктуры.
Была проделана большая серьёзная работа, вложены немалые средства. В результате количество дорожно-транспортных происшествий в стране снизилось с 540 в 1997 году до 259 в 2015, что, согласитесь, очень впечатляет.
Новая стратегия
Определить основные причины высокой смертности на дорогах – половина дела. Главное – на основе собранной информации и сделанных выводов разработать меры по её снижению. В начале этого года правительство страны утвердило долгосрочную стратегию повышения безопасности автомобильного движения. В неё вошло описание существующих рисков безопасности и мер по их снижению.
К рискам на дорогах отнесли:
- неконтролируемый рост числа автомобилей, в том числе частных легковых;
низкие темпы дорожных реконструкционных работ;
плохой контроль за техническим состоянием автомобилей;
недостатки в системе допуска к вождению;
несовершенство контролирующих мер ГИБДД;
низкий уровень качества оказываемой медицинской помощи.
Улучшать ситуацию планируется за счёт современных способов организации движения на дорогах, реформ в области образования в автовождении, реконструкции дорог, контроля за поведением водителей и пешеходов на дорогах.
Принятая правительством стратегия свидетельствует о том, что правительство и органы ГИБДД отдают себе отчёт в серьёзности ситуации и стремятся улучшить положение на российских дорогах. План действий обширен и разнообразен, действия будут предприниматься по различным направлениям.
Наряду с вложением существенных средств в развитие дорожной инфраструктуры и отслеживания дорожных ситуаций большую роль здесь также должна сыграть сознательность всех участников дорожного движения.
Видео о том, как выжить при лобовом столкновении автомобилей:
Источник: