Андреа Довициозо первым пересек финишную черту на Гран При Катара, выиграв в схватке с Марком Маркесом. Однако судьба его победы еще не решена, поскольку четыре команды – Honda, Suzuki, KTM и Aprilia – подали протест против технического решения, которое используется на новых байках Ducati Desmosedici GP19.
Все дело в винглетах – небольших аэродинамических элементах, которые команды MotoGP используют для увеличения прижимной силы и повышения стабильности поведения мотоциклов. К слову, именно в Ducati стали пионерами в их использовании в 2010 году, установив «крылышки» у переднего колеса. После чего концепцию подхватили и другие команды.
К наличию хорошо заметных аэродинамических элементов на переднем обтекателе итальянских мотоциклов давно привыкли и соперники, и зрители. А вот винглет, установленный перед задним колесом, появился на Ducati только в 2019 году.
Другие команды использовали такие детали и ранее, но лишь по ходу дождевых гонок – для отвода воды из-под заднего колеса. В частности, в прошлом году такой «отсекатель воды» можно было увидеть у мотоцикла Yamaha YZR-M1. Однако в начале марта, за несколько дней до старта сезона, технический директор MotoGP Дэнни Олдридж сообщил командам обновленные правила по использованию особых дефлекторов – теперь с задним винглетом можно было выезжать и в сухую погоду. Инициатором изменений была, как нетрудно догадаться, Ducati – ее представители заявили, что собираются использовать такие элементы для охлаждения задней резины.
Однако в Катаре конкуренты Ducati сочли, что эта деталь может создавать прижимную силу, а значит – противоречит регламенту MotoGP. Поскольку винглет установлен на маятнике и двигается вместе с ним, его можно квалифицировать как подвижный аэродинамический элемент. А такие элементы в чемпионате мира давно под запретом.
Рассказам об охлаждении шин соперники Ducati не верят. По их словам, температура трассы в Катаре не достигала и 25°C – и в таких условиях основная задача проблемой становятся скорее недостаточно хорошо прогретые, чем перегретые покрышки.
Винглеты на байке Валентино Росси на заездах в Валенсии
Фото: Gold and Goose / LAT Images
Главным противником решения Ducati стал Массимо Ривола, недавно назначенный на роль генерального директора Aprilia. Стоит отметить, что у этого специалиста более чем 20-летний опыт работы в паддоке Ф1 в Minardi, Toro Rosso и Ferrari.
По словам Риволы, Aprilia хотела использовать такие же винглеты на своих мотоциклах, запросила разрешение на это у MotoGP – и получила отказ. Письмо с этим отказом в команде получили 19 февраля, а уже 10 марта Довициозо на байке со схожим устройством выиграл гонку в Катаре.
Опасения по поводу законности дефлектора Ducati были выражены в письме Риволы к Дирекции Гран При с подробным объяснением технических аспектов. В нем генеральный директор Aprilia пытался доказать, что винглет действительно генерирует аэродинамическую нагрузку.
По ходу уик-энда в Катере сам Ривола и Давиде Бривио (руководитель команды Suzuki) связались с генеральным директором Ducati Джиджи Далл’иньей и сообщили ему: если на его байках будет установлен новый дефлектор, протест обязательно будет подан.
Команды сдержали свое обещание, полностью осознавая, что расплывчатость правил заставит судей отклонить протест. После чего дело перейдет в Апелляционный суд FIM – что в итоге и произошло.
В случае если в FIM отменят решение Дирекции MotoGP, гонщиков Ducati придется дисквалифицировать. В результате звание победителя первой гонки сезона достанется действующему чемпиону Марку Маркесу, который пришел к финишу вторым. Решение должно быть принято до Гран При Аргентины, который пройдет 31 марта.
Напомним, что гонку в Южной Америке – как и все остальные этапы сезона – в прямом эфире покажет телеканал «Моторспорт ТВ». Зрители смогут увидеть все квалификации и гонки – включая и заезды класса Moto3, в которых принимает участие россиянин Макар Юрченко.
Джек Миллер, Pramac Racing
Фото: Gold and Goose / LAT Images
Источник: