Белорусские грузоперевозчики завысили суммы штрафов, предъявленных к ним по итогам первых месяцев эксплуатации системы BelToll. Такая информация содержится в анализе работы системы, который был проведен экспертной группой.
Электронная система сбора платы за проезд BelToll работает в Беларуси с 1 августа 2013 года. Через три месяца после ввода ее в эксплуатацию многих грузоперевозчиков обязали оплатить проезд по платным дорогам в повышенном размере. Основанием для санкций стали допущенные пользователями платных дорог нарушения. Однако белорусские дальнобойщики категорически с этим не согласны. Суммы незаконно начисленных штрафов, по словам самих перевозчиков, доходят до 50-80 тыс. евро.
Техническую эксплуатацию BelToll в Беларуси осуществляет оператор ИООО «Капш Телематик Сервисиз». Помимо обслуживания, компания ведет регистрацию происшествий в автоматическом режиме — как именно транспортные средства проезжают по платным дорогам, корректно ли совершаются транзакции. После того, как перевозчики начали массово предъявлять претензии, оператор провел собственное исследование проблемы.
Изучение претензий грузоперевозчиков, результатами которых располагает «Ежедневник», показали, что в большинстве случаев штрафные санкции начислялись за фактически совершенные нарушения. При этом отдельные компании исказили суммы наложенных на них повышенных оплат, увеличив их в разы.
Пошли против системы
Результаты исследования показали, что все грузоперевозчики, данные о проезде которых по платным дорогам были проанализированы, располагали исправно работающими устройствами электронной оплаты. Это подтверждается тем, что платежи, которые совершали перевозчики, успешно, без сбоев, доходили до адресата.
Согласно полученным результатам, один из обратившихся пользователей заявлял о предъявлении ему к оплате суммы, которая почти в 12 раз превышает фактически установленную. В частности, за первые три месяца эксплуатации системы этому перевозчику направили 26 актов о нарушениях — на сумму 6760 евро. Сам же дальнобойщик утверждает, что должен заплатить 80 тыс. евро.
В исследовании указано, что есть случаи, когда транспортная инспекция возвращает пользователям начисленные оплаты в увеличенном размере, но они редки. Аналитики полагают, что некоторые перевозчики намеренно завысили предъявленные к оплате суммы, чтобы создать вокруг проблемы резонанс и таким способом доказать свою правоту.
В соответствии с результатами исследования еще один перевозчик, который также обязан заплатить кругленькую сумму, задолго до введения BelToll исправно оплачивал проезд своих грузовиков по платным дорогам в европейских странах, где работают аналогичные системы того же оператора, что в Беларуси. Однако с октября 2013 года по настоящее время пользователь своевременно пополняет баланс устройства, регулярно ездит по платным дорогам без нарушений и, по всей видимости, никаких недостатков системы не ощущает. Это косвенно подтверждает, что перевозчик изначально был знаком с правилами пользования системой. Фактически же заплатить за проезд по платным дорогам он должен, поскольку несвоевременно пополнял счет бортового устройства.
Как указано в исследовании, многие пользователи платных дорог действительно получили оплаты в увеличенном размере, поскольку игнорировали двойной звуковой сигнал, подаваемый устройством электронной оплаты. Такая сигнализация может говорить как о недостаточном балансом счета, так и о низким уровнем заряда батареи бортового устройства. Услышавший такие сигналы водитель должен незамедлительно направиться в пункт обслуживания. Однако пользователи обращались к специалистам, как правило, только после получения четырех звуковых сигналов (это значит, что операция по оплате прошла неуспешно).
В ходе исследования были рассмотрены и претензии на то, что количество осей, выставляемое на бортовом устройстве, якобы постоянно «сбивалось» из-за некорректно работы бортовых устройств. На самом деле, число осей возвращается к базовому показателю.
Так, при заключении договора пользователь указывал, что бортовое устройство будет использоваться на двухосевом транспортном средстве (без прицепа). В этом случае базовое количество осей — две. Когда к автомобилю добавляли еще и прицеп, количество осей увеличивалось. Водитель выставлял в бортовом устройстве, допустим, четыре оси. Однако при каждом пополнении счета настройки возвращались к базовым. Если на устройстве заново не выставляли актуальное число осей, перевозчик становился нарушителем.
«Получается, производитель сделал услугу, запрограммировав прибор так, что есть две основные оси, к которым периодически может присоединяться разное количество осей. Но перевозчикам, которые не прочитали инструкцию, «умный» прибор отнюдь не облегчил жизнь», — отметил начальник управления экономического развития и информационного обеспечения БАМАП Геннадий Корсак.
На первых порах запуска системы имели место случаи, когда водители знали правила, но откровенно хитрили. На всех платных дорогах установлены рамки с фотоаппаратами или без них. Некоторые дальнобойщики намеренно объезжали рамки без оптических устройств – рассчитывали, что так их не засекут. На самом деле, данные обо всех транспортных средствах весом более 3,5 т, проезжающих по платной дороге, фиксируются. Соответственно, нарушителей штрафовали.
Глаз да глаз…
Как указано в отчете, пенять на технические сбои в системе BelToll нельзя. Согласно подсчету, их число измеряется тысячными долями процента. При регистрации нарушений в системе действует правило «четырех глаз». Если отсутствует уверенность в достоверности совершения нарушения, данные отправляются в центр ручной проверки происшествий. Только после подробного исследования двумя специалистами компании-оператора, происшествие считается нарушением.
Система также оснащена контрольными функциями, которые помогают избежать технических сбоев при обработке информации о проезде автомобиля. Опции действуют, в том числе в условиях высокой скорости движения, перестроений в потоке, ночью, в тумане и т.д.
Памятка BelToll
В «Капш Телематик Сервисиз» порекомендовали пользователям системы BelToll внимательнее наблюдать за бортовыми устройствами. Если прибор подает более одного сигнала, пользователю не рекомендуется продолжать движение по платной дороге. Необходимо позвонить на инфолинию и выполнять инструкции оператора. Звонок будет зарегистрирован, и в отношении транспортного средства при движении к пункту обслуживания для исправления ситуации созданное происшествие в дальнейшем не будет квалифицироваться как нарушение. Плата в повышенном размере в этом случае взыскиваться не будет. Стоит также учитывать, что в подавляющем большинстве случаев множественные сигналы бортового устройства связаны с недостаточным балансом на счету клиента.
Источник: