Для автосалонов осень — традиционное время подъема потребительского спроса. В этом году пандемия коронавирусной инфекции нанесла большой удар по благосостоянию граждан и в целом автомобильной индустрии. Разбираемся, на что рассчитывают дилеры в текущей ситуации и как россиянам купить машину выгодно.
Продажи новых автомобилей в России падают
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в последний месяц лета на российском авторынке было продано 137,5 тыс. автомобилей, что на 722 машины меньше, чем в августе 2019 года. Всего за 7 месяцев дилеры смогли реализовать 880,1 тыс. новых легковушек, что на 16,9% меньше, чем за январь-август 2019 года.
Как поясняют в АЕБ, август традиционно не самый активный месяц, однако дальнейшее ослабление рубля могло стимулировать продолжение роста. Тем не менее, в Ассоциации давали по итогам 7 месяцев прогноз еще хуже: падение должно было составить 23,9%.
Что касается прогнозов, то на фоне мер государственной поддержки ситуация на российском автомобильном рынке и тенденции его развития до конца года станут яснее в сентябре. Впрочем, дилеры особых иллюзий не питают и готовятся к самому худшему раскладу.
«
За первое полугодие 2020 года продажи новых автомобилей показала отрицательную динамику: — 23,8% в массовом сегменте и 17,9% в премиальном. При составлении прогноза на конец года необходимо учитывать четыре фактора: возможность новой волны пандемии, цены на нефть и курс рубля, а также динамику ВВП. При оптимистичном стечении всех этих обстоятельств падение продаж за 2020 год составит 33,5%, при пессимистичном – почти 50%
»
Денис Решетников, руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto
Что купить россиянам?
Главная причина серьезного падения продаж новых автомобилей в России — изменение прайсов в связи с девальвацией рубля. С 1 сентября автосалоны обновили цены на самые популярные модели в нашей стране. Стоимость таких авто как Renault Arkana, Renault Duster, новый Volkswagen Polo увеличилась на 10 000 – 100 000 рублей. Судя по росту автокредитов во время пандемии (в марте – плюс 70% к показателям февраля, в апреле-мае – рост еще на 40%) и после нее (в июле количество автокредитов выросло на 25%), пик продаж автомобилей по старым ценам уже прошел.
С другой стороны, такие автоконцерны как Кia, Hyundai, Skoda и Lada не меняли ценники на самые популярные модели и комплектации (Hyundai Solaris «Comfort», Kia Rio «Luxe», Volkswagen Polo «Connect», Lada Vesta «Luxe / Prestige») в наступившем сезоне, что безусловно может увеличить количество продаж этих машин.
«
За время пандемии производство новых автомобилей в России сократилось, а летние каникулы автоконцернов усилили наметившийся в конце лета дефицит. Поэтому осенью этого года скидок при покупке авто ждать не стоит: наоборот, многие производители увеличили стоимость машин. В августе тройку лидеров продаж составляли LADA — 20,8%, KIA — 14,4% и Hyundai с 12,7% от всех продаж. Именно эти марки, скорее всего, покажут хорошие продажи и осенью, так как максимально сохранили старые цены на свои авто
»
Алексей Ермилов, директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр»
Получается, что картина продаж осенью не изменится от той, что была и в другие месяцы. Только что личные показатели автокомпаний окажутся не такими радужными, как в прежние «золотые» осени.
Как поддержать дилеров и потребителей?
До 1 октября в России действуют адресные программы льготного автокредитования: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Медицинский работник», «Трейд-ин». По этим программам представляется скидка 10% на покупку новой машины или обмен старой на новую по трейд-ину. Заемщику не нужно возвращать сумму скидки: она не войдет в ежемесячные платежи и будет полностью оплачена из бюджета.
Кроме того, сами автопроизводители разрабатывают собственные меры стимулирования спроса. Например, в сентябре при покупке автомобилей LADA действуют акции «Lada Finance» (кредитная программа), LADA Leasing (программа финансового лизинга для ИП и юрлиц). Приобрести в сентябре Skoda Karoq с выгодой до 105 685 рублей, Superb — до 300 000 рублей. Также по привлекательным ценам можно выбрать Kodiaq и Octavia – экономия до 235 800 рублей и до 197 400 рублей соответственно.
Специалисты ГК «АвтоСпецЦентр» считают, что помимо программ господдержки «Первый» и «Семейный» автомобиль, сейчас необходимы антикризисные меры для стимуляции россиян к приобретению авто. К ним можно отнести снижение процентных ставок по кредиту, расширение возможностей льготных программ, увеличение скидки по программе трейд-ин, возможность реализации материнского капитала на покупку автомобиля.
Впрочем, есть и другая точка зрения. В «Российской Ассоциации автодилеров» полагают, что главное — не расширение инструментов стимулирования спроса, а сохранение нынешних.
«
Сейчас есть продажи по каждой из программ стимулирования спроса. «Трейд-ин» — более востребована, поскольку она решает сразу несколько задач. Обновляет автопарк (это влияет на снижение аварийности на дорогах), дает возможность клиентам получить новую машину и, конечно, расширяет долю легального вторичного авторынка. В РОАД проводили расчеты, которые подтверждали: выгоднее всего государству стимулировать программу трейд-ин
»
Владислав Рыдаев, вице-президент РОАД
По оценкам специалиста, если все программы будут реализованы в полной мере, по итогам года российский авторынок сократится на 23%. Однако однозначно прогнозировать итоги 2020-го невозможно: рынок еще не в полной мере смог ощутить на себе изменение покупательской способности граждан в связи с пандемией. Да и не ясно, как скорректируются планы по производству машин.
Что касается консолидации авторынка, то она неизбежно будет в долгосрочной перспективе. Сейчас дилерские центры не заявляют о своем уходе. Те, кто имел запасы машин на складах, неплохо продержались два месяца. Но в перспективе неизбежен сценарий Германии и США.
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»: больше интересных новостей каждый день.
Источник: