Самые интересные автомобили советских вождей

Статья про самые интересные автомобили вождей СССР: их особенности, некоторые характеристики, интересные исторические подробности. В конце статьи — видео про уникальные советские автомобили.

Содержание статьи:

    Неразделённая французская любовь Ленина и английский спаситель
    Сталин и американский автопром
    Хрущёв: продолжение триумфа американского автопрома
    Брежнев и его автомобильная коллекция
    Закат советского века
    Видео про уникальные советские автомобили

Во все времена и во всех странах руководители любили путешествовать с комфортом. Советская эпоха не стала исключением: руководители советского государства всегда предпочитали надёжные, качественные, проверенные модели авто. Давайте совершим небольшое путешествие в прошлое и посмотрим, какие машины возили советских вождей.

Неразделённая французская любовь Ленина и английский спаситель

Первым авто, на котором после победы социалистической революции 1917 года стал передвигаться Владимир Ильич Ленин, стал французский Turcat-Mery. Этот автомобиль производства 1915 года до революционных событий в России принадлежал одной из Великих Княжон Татьяне, дочери Николая II. С приходом к власти Временного правительства автомобилем пользовался председатель Керенский, а после октября 1917 года машина перешла в распоряжение вождя мировой революции.

Времена были неспокойные, и даже транспорт «отцов революции» не был застрахован от угонов. Так случилось и с лимузином Turcat-Mery. Буквально через пару месяцев после взятия Смольного в декабре 1917 года его угнали прямо с придворцовой территории Смольного, где тогда располагалось революционное правительство.

Расследованием инцидента занялись сотрудники ЧК. Вскоре стало известно, что кражу организовали с целью контрабанды, но переправить за границу украденный автомобиль не успели — чекисты обнаружили машину в пожарном гараже неподалёку от границы с Финляндией.
Продолжать передвигаться на найденном и возвращённом автомобиле Ленин не захотел, благо в автомобильной коллекции Романовых высококлассных моделей было предостаточно.

Следующим авто вождя революции стал снова романовский шестицилиндровый лимузин Деланей Belleville-45, и снова французский. Этому автомобилю тоже не повезло — в первый день 1918 года на Ленина, передвигавшегося в этом авто, было совершено покушение. Сам Владимир Ильич не пострадал, а вот кузов автомобиля нападавшие изрешетили до такого состояния, что он уже не подлежал восстановлению.

Около года личным автомобилем Ленина был RENAULT 40CV, очередной представитель императорской автомобильной коллекции. Но в январе 1919 года машину… снова угнали. На этот раз угонщики попросту вышвырнули Ленина из автомобиля и уехали на Рено.

Настала очередь роллс-ройса «Серебряный Призрак» 1914 года. Ранее машина принадлежала младшему брату Николая II Михаилу и использовалась для гонок в горной местности. Машина отличалась великолепными скоростными характеристиками, но при этом потребляла очень много топлива.

Именно скорость «Серебряного Призрака» помогла Ленину выжить после покушения Каплан: на месте оказать необходимую помощь раненому вождю революции не было возможности, а будь у Ленина менее быстрая машина, живым довести его до Кремля вряд ли удалось бы из-за очень высокой кровопотери.
Надёжность и технические характеристики роллс-ройсов были высоко оценены молодой советской властью: к концу 1910 года Советская Россия закупила в Великобритании партию этих машин для нужд советского правительства. Один из этих роллс-ройсов – длиннобазный лимузин с двигателем мощностью в 73 лошадиные силы – возил Ленина до самой его смерти.

В 1921 году автомобиль был переделан по образцу одного из авто Николая II: гусеницы, заменившие задние колёса, и лыжи на передних колёсах позволяли автомобилю передвигаться даже по снежной целине.

Стоит заметить, что закупленные британские роллс-ройсы в России страдали от отвратительного качества советского бензина: двигатели приходилось регулярно прочищать из-за закоксованности.

Сталин и американский автопром

Иосиф Виссарионович Сталин не жаловал ни французские, ни английские автомобили. Ещё на Царицынском фронте ему довелось поездить на американском «Паккарде» Twin Six, названном так из-за своего 12-цилиндрового двигателя.

После окончания Гражданской войны Сталин вернулся в Москву, где попросил Совнарком подыскать ему такую же машину. Желаемый автомобиль нашёлся, но через некоторое время Сталин был вынужден пересесть с него на один из заказанных советским правительством роллс-ройсов.
После смерти Ленина у Сталина появилась возможность сменить роллс-ройс на столь любимый Паккард: в 1925 году правительство закупило в США партию «Бьюиков», «Кадиллаков», «Линкольнов» и «Паккардов». Американцы быстро сообразили, как сделать приятное новому главе советского государства: в 1935 году посол США в России передал Сталину подарок от тогдашнего президента Штатов Франклина Рузвельта – «Паккард» Twelve 14-серии, бронированный лимузин. Машина весила 6 тонн и обладала двигателем мощностью в 155 лошадиных сил.

При всей своей любви к американскому автопрому Сталин не уставал повторять, что иностранные авто на службе у советской элиты – это не самая хорошая идея. Такое государство как СССР просто обязано иметь в своём распоряжении не зарубежные, а отечественные модели автомобилей.

Наконец ленинградский завод «Красный Путиловец» на основе модели Buick-30-90 разработал проект собственного автомобиля «Ленинград-1». Партию из шести авто отправили автопробегом прямо с завода, из Ленинграда в Москву, но все машины по дороге поломались, работа проекта была объявлена неудачной и прекращена.
Поручение разработать советский лимузин было дано Заводу имени Сталина, который разработал первую отечественную машину представительского класса ЗИС-101. В сороковые годы с конвейера сошло 32 машины ЗИС-115, впоследствии на которых передвигались Сталин и прочие руководители Советского Союза.

Данная машина весила чуть более 5 тонн, имела шесть мест, была оснащена двигателем в 162 лошадиные силы и скрытой бронёй и являлась самой защищённой машиной, созданной спецуиально для руководителей Советского Союза.

ЗИС-115 служил Сталину основной служебной машиной, но Паккард также оставался в его распоряжении до самой смерти.

Хрущёв: продолжение триумфа американского автопрома

Никита Сергеевич Хрущёв разделял любовь Сталина к американскому автопрому. Ещё до Великой Отечественной войны, будучи первым секретарём Центрального комитета Коммунистической партии Украины, Хрущёв ездил на «Линкольне» Zephyr, сменив его после войны на трофейный Кадиллак 1939 года выпуска, возивший до того Гитлера в его Винницкой ставке.

Став у руля советского государства, Хрущёв получил в распоряжение две модели ЗИСа: бронированную 115 и открытую 110.

В 1955 году огромное впечатление на Хрущёва произвёл «Крайслер» президента США Эйзенхауэра. Никита Сергеевич распорядился заменить устаревшие ЗИСы на что-то похожее.

Наши инженеры, взяв за основу модель Паккарда Caribbean, разработали ЗИЛ-111. Увы, его дизайн устарел ещё до того момента, как автомобиль сошёл с конвейера. Из своей очередной поездки в Штаты Хрущёв привёз Кадиллак Fleetwood 75 в качестве очередного образца, к которому следует стремиться. На заводе ЗИЛ смогли лишь слегка изменить 111-ю модель, снабдив её литерой «Г».

Интерес Хрущёва к хорошим автомобилям проявился в очень необычной форме: из своих зарубежных поездок он часто привозил понравившиеся модели, которые дарил своим детям или советским организациям. Так, модель Mercedes-Benz 300-SL был им подарен Ленинградскому научно-исследовательскому институту топливной аппаратуры с пожеланием «разгадать секрет топливного инжектора», а дом-интернат престарелых большевиков получил в подарок роллс-ройс «Серебряная туча», напоминавший роллс-ройсы эпохи Ленина.

Брежнев и его автомобильная коллекция

Леонид Ильич Брежнев может по праву считаться самым большим ценителем автомобильной техники из числа руководителей советского государства. Ему принадлежало около полусотни различных авто. В его коллекцию входило несколько роллс-ройсов Silver Shadow, Мазератти Quattroporte, Mercedes-Benz Pullman 600, Кадиллак Eldorado, Линкольн Continental, Ниссан President.

Как правило, автомобили дарили генсеку руководители государств и коммунистических партий. Последний «автомобильный» подарок ему был преподнесён 9 мая 1982 года — ГАЗ-3102 от рабочих завода.
Интересно, что второе пристрастие Брежнева – охота – послужило созданию полноприводной «Волги». ГАЗ-24 в сочетании с трансмиссией от УАЗа 469-й модели превратился в поистине уникальный по проходимости автомобиль с высоким уровнем комфорта.

Закат советского века

Ни Андропов, ни Черненко не успели внести свой вклад в летопись правительственных автомобилей по той простой причине, что недолго находились у власти. Правительственным автомобилем оставался ЗИЛ-114 брежневских времён и его более поздние модификации, которые по сути сводились к рестайлингу.

Последней моделью ЗИЛа, разработанной для советских вождей, стал автомобиль 41047. На нём впоследствии стал ездить Ельцин. Автомобиль выпускали вплоть до 2002 года, когда производство было окончательно свёрнуто.
С кончиной советского государства отечественный автопром угодил в непростую ситуацию, и стало, мягко говоря, не до разработок новых моделей авто. Поэтому вполне предсказуемо элита девяностых пересела на Мерседесы. По мере того, как пошатнувшаяся экономика восстанавливалась, снова появился интерес к созданию отечественных моделей авто для правительства. Современный правительственный автомобиль – это отечественный проект «Кортеж», предполагающий линейку авто моделей седан, минивэн, внедорожник и лимузин.

Видео про уникальные советские автомобили:

Источник: fastmb.ru

Добавить комментарий
Не копируйте текст!