Пока АвтоВАЗ не родил нечто абсолютно новое, Priora имеет полное право бравировать титулом флагмана модельного ряда Lada. Чего греха таить, автомобиль глубоко пенсионного возраста, к тому же, многие считают, что производить дальше Priora — все равно, что ковыряться в муке революционным штыком. На злой язык, как говорится, аркан не накинешь.
Если я скажу, что судьба Priora сравнительно недавно висела на волоске, наверняка, порадую армию недоброжелателей. За исключением разве что Казахстана, где рынок еще охотно принимает тольяттинскую «старушку» (33% всех продаж модели). Но от фактов не уйдешь: коммерческие успехи Priora давно ослабли. И об этом, не стесняясь, говорят продавцы в разных российских регионах. Даже в Белоруссии, по словам представителя автоцентра «Минск-Лада», машина имеет далеко не те позиции, как раньше, заметно уступая в объемах продаж Kalina, Granta и особенно вездеходу Lada 4×4.
Но так уж расположились автомобильные звезды, что с приходом на АвтоВАЗ президента Бу Андерссона ситуация приняла несколько иной вектор развития. Об этом мы уже недавно писали, и повторяться не станем. В проекции к нашей сегодняшней теме разговора лишь добавим, что, сделав ставку на качество производства и инжиниринг, иностранный топ-менеджер принял кардинальное для Priora решение – задержать машину на конвейере как минимум 3 года.
Вас, наверное, удивит, неужели опытный специалист не увидел, что имеет дело с автомобилем «из прошлой жизни»? Зачем продолжать выпускать то, что уже не приносит ни радости, ни прибыли? Но в том-то и дело, что прагматичный Бу Андерссон взвесил все «за и против» и не смог отказать себе и своим инженерам в желании увидеть подобие некоего Ренессанса «старушки». Для продления жизни машину решили омолодить новой коробкой и посмотреть, как ее примет рынок. Если дело, что называется, пойдет, автоматизированную механическую трансмиссию АМТ установят на Kalina, Granta и готовящуюся к официальной премьере Vesta.
По сути, все мы сейчас являемся свидетелями эксперимента, который, естественно, обошелся АвтоВАЗу в копеечку. Хотя бы из тех соображений, что пришлось платить за услуги партнеров по проекту – компании ZF Friedrichshafen AG. По словам Лидии Морланг, менеджера проекта для легковых автомобилей ZF, многоопытные немцы с удовольствием решились на сотрйдничество с российским автопроизводителем, о чем, кстати,ничуть не пожалели. По ее словам, так комфортно работать ZF`овцам еще не приходилось. ВАЗовские инженеры показали свои лучшие технические знания, к тому же, вопреки теории «первого блин-кома», налицо было единение творческих идей. Это, кстати, привело к сравнительно быстрым срокам реализации проекта.
За основу АМТ была взята классическая вазовская механическая коробка серии 2180. Чтобы из одной коробки сделать сразу две, пришлось «подселить» ей 2 компактных актуатора. Для тех, кому данное определение ничего не говорит, напомним, что это такое: сервопривод механического передвижения синхронизаторов в коробке передач и привод включения и выключения сцепления. Параллельно АМТ обзавелась электронным блоком управления, без которого как без воды.
Не открою Америки, «Приоры» исторически грешили «грязной» работой синхронизаторов. Теперь же, как заверил Владимир Петунин, руководитель проекта Дирекции по техническому развитию «АвтоВАЗа», этой проблемы не существует. «Автоматическая» начинка АМТ производится на германском заводе ZF, а это своего рода гарантия качества. «Мы имеем дело с 5-й генерацией АМТ, все откалибровано и перепроверено на многих прототипах, — заявил Владимир Петунин. – Мы тестировали АМТ в Ханты-Мансийске при -50 градусах мороза и могу вас заверить: если двигатель в такую стужу запустится, АМТ не подведет».
Интересно, что изначально АвтоВАЗ намеревался «облагородить» Priora вариатором. Мол, к «роботу» в России отношение, мягко говоря, прохладное, чего злить потребителя. Однако, в планы автопроизводителя вмешалась сама судьба. Бельгийский завод ZF, с которым начиналось сотрудничество по новой трансмиссии, неожиданно был продан. Переключились на 4-ступенчатый «автомат», но его ZF по каким-то причинам продала корейской Deawoo. Получается, нынешняя АМТ – третий, отчасти вынужденный подход партнеров к созданию новой трансмиссии.
Презентуя журналистам в Минске данную коробку, вазовские инженеры хором заявили, что ничуть не жалеют о выборы в пользу «робота». Доводы технарей очевидны: CVT – дорогая система и специфическая. То же самое масло для вариатора стоит куда дороже, чем заливаемое в АМТ, да и не каждый тип масла подойдет. В случае же с АМТ можно использовать обыкновенную «полусинтетику». Причем, как утверждает Владимир Петунин, заливается она на весь срок службы коробки. В настоящее время завод наладил отношения сразу с 2 российскими поставщиками масла для «робота».
В среде автопроизводителей сегодня модно говорить о том, что тот или иной выходящий на рынок автомобиль потерял в весе столько-то и столько-то. В случае с АМТ этим хвастать не приходится. Общий вес Priora, наоборот, увеличился. Вот только считать криминальной 5-килограммовую прибавку в массе, думается, глупое занятие. Зато отдав предпочтение АМТ, вазовцам не пришлось возиться с проблемами по внедрению новой коробки в моторный отсек. Дело в том, что центр тяжести Priora несколько ниже, чем у родственных Kalina и Granta, и с тем же «автоматом», займи он место нынешней АМТ, инженеры точно бы намучились.
Следующий момент: «автоматом» Lada не удивишь. Kalina и Granta уже не первый месяц используют классический вариант АКП марки Jatco. Хороша та коробка или не очень, спорить можно долго и упорно, но сейчас не о том речь. При всем уровне предлагаемого комфорта «автомат» (тем более не самый современный) технически не готов «соблюдать диету». Отсюда – то увеличение эксплуатационных расходов на содержание автомобиля, о которых почему-то мало говорится.
В ходе многочисленных доводческих испытаний Priora АМТ показала себя молодцом. При полной загруженности автомобиля и с работающим на всю мощь кондиционером средний расход топлива варьирует на уровне 5,6-5,9 л/ 100 км. Полагаю, владельцам «автоматических» Kalina и Granta читать эти строки «не комильфо». Разница в экономии топлива порядка 20% даже в сравнении с МКП – согласитесь, сильный аргумент в пользу АМТ. У хваленого Solaris`а на 120 км/ч стрелка тахометра близка к 4500 об/мин, можно лишь представить как в этом случае «гонит топливо». У Priora с АМТ – всего 3000 оборотов.
Владельцы «автоматических» версий Lada, наверняка, скажут вам о таком недочете АКП, как температурная зависимость. Если на улице мороз ниже 27 градусов, с поездкой лучше повременить. У АМТ, в свою очередь, нет системы обогрева и охлаждения – она ей просто не нужна. Жаль, наши тестовые перебежки проходили преимущественно по загородным дорогам. Очень хотелось проверить АМТ в условиях городских пробок – как скоро она перегреется, и перегреется ли в принципе? Если такое вдруг свершается, то на щитке приборов сразу появляется соответствующая индикация в виде «шестеренки».
Знаете, тут я вспомнил частные советы тойотовских дилеров по езде с их фирменной коробкой M-MT. Простите, но звучит издевательски: «Старайтесь избегать движения в плотных городских пробках». На наших белорусских погонялках подобные предостережения, к счастью, не звучали. В один момент на объездной минской трассе стрелка тахометра ни с того ни с сего начала торпедировать красную зону, при этом скорость движения автомобиля продолжала оставаться на том же уровне. Ситуация была такая, будто коробка стоит на «нейтрали», а водитель давит, что есть мощи, на педаль акселератора.
Манипуляции рычагом ни к чему не привели, хотели даже съехать на обочину. «Баламутство» длилось секунд 12-15, после чего электроника «врубилась» в курс дела, и все образумилось. По приезду на стоянку инженеры АвтоВАЗа подключили к системе диагностический сканер-тестер ДСТ-14, который определил, что в ходе движения был нарушен функционал работы переключения передач.
Сказать, что АМТ переходит с одной ступени на другую абсолютно эластично, без рывков и задержек по времени, значит, согрешить против истины. Тут ничего не поделаешь, такова особенность конструкции. Наиболее ощутимый рывок – с 1-й на 2-ю. Дальше все более-менее прилично. Особенно когда привыкаешь к характеру АМТ. Если в мануальном режиме «робот» тратит на переключение передач порядка 70 миллисекунд, то в автоматическом чуть дольше – 120 миллисекунд. Разница, поверьте, не особо ощутима.
Движок при активном педалировании «крутится» до 5500 об/мин, после чего происходит «самостийная» смена передач. Вниз скорости «щелкают» автоматически, без участия водителя, в точном соответствии с процессом замедления движения. Причем, «ниспадание» происходит вплоть до 1-й передачи. А вот чего, к сожалению, пока нет у новой трансмиссии, так это полезной функции Hill Control. Она нужна в тех случаях, когда, скажем, стоишь в пробке на въезде на путепровод, и надо начать движение без какого-либо отката назад. Система помощи при таком страте была бы не лишней, но, увы… Инженеры обещают внедрить Hill Control на будущих «роботизированных» Kalina и Granta. Посмотрим…
Кстати, Бу Андерссон пообещал журналистам, что вышеназванные машины с АМТ появятся в продаже уже в ноябре, то есть через 2 месяца после старта Priora АМТ. Я, честно говоря, засомневался, учитывая, сколько времени готовился данный проект (по разным оценкам, от 1,5 до 2 лет), и сколько месяцев уходит на процесс летней и зимней калибровки. Мои опасения разделили инженеры АвтоВАЗа. В общем, если в 2015-м «Калина» и «Гранта» с АМТ в продаже появятся, будет неплохо.
Спросите, а нужна ли этим машинам роботизированная трансмиссия, коль у них уже есть «автомат»? Резонный вопрос. Но руководство автогиганта думает следующим образом: пускай рынок сам решает, какой тип трансмиссии ему ближе. Мол, наше дело – предложить альтернативу. И это, признаемся, уже типично рыночный взгляд на вещи. Что не может не радовать. Особенно в свете тех новаций, когда с 1 сентября 2014 года АвтоВАЗ начинает работать с потребителями исключительно под заказ.
В текущем году объем производства Lada Priora в комплекте с АМТ составит не более 7000 единиц. Если народ коробку примет, тольяттинцы готовы будут ежегодно «клепать» по 20 000 коробок АМТ. И это составит 8% от общего объема вазовского производства.
…Сталин как-то сказал: «У чекиста две судьбы: на повышение или к стенке». Если спроецировать фразу на судьбу «старушки» Priora, увидим нечто символичное. Вы за какой поворот событий?..
Источник: