Появившись под самый занавес 2015 года, Lada Vesta просто физически не смогла повлиять на «общекомандные» продажи «АвтоВАЗа». В итоге, автопроизводитель хоть и разместился на 1-й строчке рейтинга продаж, однако, как никогда ранее, позволил ближайшим соперникам приблизиться к себе на непозволительно минимальное расстояние.
Самое опасное для тольяттинцев заключается в том, что эти самые соперники располагают в своей линейке теми моделями, которые непосредственно конкурируют с вазовской продукцией, и, думаю, Vesta в этом плане еще почувствует на себе всю тяжесть непростой рыночной борьбы. Все те, кто так или иначе обратил внимание на новый вазовский продукт, начинают смаковать развертывавшуюся на наших глазах баталию, при которой победитель получит если не все, то многое. Список иностранных «овчарок», которые с удовольствием облают «богиню домашнего очага», не ограничивается одними лишь «корейцами» Solaris/Rio. По-прежнему силен голос Polo Sedan, Rapid, Logan и иже с ними. Драматические события только разворачиваются…
Два месяца в свободной продаже – это ни о чем. Мы уже писали, как стартовала Vesta; с тех пор особо кардинальных изменений в судьбе «новорожденной» не произошло. Сами продавцы говорят, что народ пока не встает в очередь, как это было во времена появления Granta. Потребитель стал опытнее, осторожнее и предусмотрительнее: выжидает, присматривается, задает вопросы. Другой момент, что редкие экземпляры Vesta уже появляются в транспортном потоке. Во всяком случае, на улицах Санкт-Петербурга.
Можно долго спорить, является ваш крокодил зеленым или плоским, но отрицать некий дизайнерский успех вазовских «художников» не имеет смысла. «Веста» не чета тем же «Гранте», «Калине» или (чур меня!) «Приоре». Абсолютно точно – это новое слово в креативной летописи автогиганта. В Тольятти не стали относиться к экстерьеру машины, как к тепличному растению, и перекроили свой взгляд на автодизайн кардинальным образом. Новинка, языком Розенбаума, «стройней цыганской гитары». Живописцы должны ее рисовать, а скульпторы лепить. Почувствовав, что удалось создать нечто краше и интереснее всего доселе созданного, проектировщики даже растянули буковки «LADA» на корме. Таким же путем, кстати, лет 8-9 назад пошла Volvo со своими машинами, когда всерьез решила заявить о своих претензиях на «премиум». Впрочем, красивая обертка – это еще не начинка. Давайте внимательнее проанатомируем «сладкое» и посмотрим, не слишком ли много меду я налил, отдавая должное одним лишь внешним эффектам.
Помните, как у Пушкина: «…снег выпал только в январе». В этом сезоне вышло аккурат так, как писал поэт. Причем, в день теста пошел обильный снег (и это при -7), местами мокрый, так что пришлось нахмурить брови, предвидя, что качество фотоснимков может оказаться ниже уровня. Извиняйте, если что не так. Зато непогода позволила быстро обнаружить первые болячки юной красавицы. Влажность, царящая в невском воздухе, моментально оставила на внутренней поверхности пластикового колпака передних фар свои следы в виде «туманных» пятен. Но это полбеды. Хуже обстояло дело с «дворниками». Они, простите, помнят еще Крымскую войну — простенькие, как кирзовый сапог солдата, но что самое страшное, малоэффективные. Моментально задубели и стали чистить лобовое стекло так безобразно, что мне приходилось несколько раз выбегать на улицу и вручную возвращать их к жизни – дабы фронтальная картинка более-менее прозрачной. На первый взгляд, мелочь, но кто сказал, что в вопросе безопасности мелочам есть место?
Полез в моторный отсек, дай, думаю, позырю, как там и что. Только ухватился за упор крышки капота, а он – раз, и остался в руке. Елы-палы, думаю, что за непруха с первых километров знакомства. Кое-как возвратил упор в пластмассовый держатель, но это, простите, полумера. Конструкция держателя явно подлежит замене. При сдаче автомобиля дилеру скрывать нюанс не стал, ибо экземпляр тестовый, после меня ему еще ездить и ездить. Облазил кузов насчет панельных стыков: больших отклонений не обнаружил. Почти по всему периметру они ровные и приемлемые по величине зазора. Двери открываются на приличный угол, передние – даже с нижней подсветкой. Присутствует фиксация положения каждой двери. Разве что у задних «ворот» эта самая фиксация срабатывает где-то на половине хода. Движение дверей мягкое, словно не вазовское, да и звук закрывания какой-то совсем не грубый.
При этом понравилась ширина заднего дверного проема – забираться в салон и выгружаться с дивана удобно. Равно как и находиться на втором ряду сидений: там очень просторно, в том числе над головой. Выштамповки на дверях добавляют экстерьеру автомобиля оригинальности и статичной динамики. Их как будто на вальцах прокатали. Правда, сразу подумалось, а если (Спаси и Сохрани!) боковой удар при ДТП? Поддастся ли рихтовке такое стильно-вычурное дизайнерское решение? Открывающийся кнопкой из салона или брелока багажник откровенно понравился – и места много, и проём широкий, в общем, без особых претензий. Может, чуть высока его нижняя кромка, но не думаю, что основными покупателями «Весты» станут слабосильные пенсионеры.
Хотел про салон написать позднее, но если уж влез в него в предыдущем абзаце, пару комментариев здесь и сейчас. Он откровенно «иномарочный». Это, если так можно выразиться, общая оценка, а не первое беглое впечатление. Есть конкретика, и она важнее. К примеру, пластик. То, что он вокруг «дубовый», полагаю, не есть вселенская беда. На одометре — 1115 км пробега, и я не услышал, чтобы пластик досаждал мне на неубранных заснеженных дорогах, изобилующих ледяными кочками. Когда на него умышленно нажимаешь рукой, желая вызвать скрип, тогда – да, он отвечает. Думаю, что звуковой эффект станет актуальным позднее, не сейчас. Ну, снабдили бы «Весту» более приятным материалом, ну, стала бы тогда машина еще менее доступной (о цене – в конце обзора), кому от этого стало бы теплее?
Сейчас о другом. Тестовая версия оказалась в хорошей комплектации: на «16-х» легкосплавных колесах, с ЖК-дисплеем, камерой заднего вида, управлением музыкой и круизом на руле, USB-портом и т. п. В обоих противосолнечных козырьках присутствуют зеркала, однако, без подсветки. Плафона освещения для задних пассажиров не предусмотрено. Перчаточный ящик объемный и охлаждаемый, в него влезут не только сервисная книжка со страховкой. Кресло удобное: даже если его отрегулировать вверх по максимуму, то головой в потолок при росте 180 см точно не упрешься, есть поясничный упор. Музыка через штатные динамики выдает голоса исполнителей громко и относительно чисто. Кнопка ее активации находится на руле справа. Все, вроде, неплохо, однако, если вы решите воспользоваться клавишей «вкл./откл. звук», будьте готовы к тому, что после молчания мелодия вновь заиграет с задержкой почти в секунду.
Обратил внимание на резиновый коврик, который в мой тестовый ненастный день заставил задуматься вот о чем: как не стряхивай снег с обуви, он все равно проникает в салон и тут же тает, оставляя на «блюдце» лужицу. Накопившись, вода быстро стекает с него на обшивку пола, и так будет повторяться вновь и вновь. Ситуацию, в принципе, можно решить, купив на авторынке коврик с ярко выраженными бортами. Правда, этого «вестовского» аксессуара я там пока что не обнаружил. Далее, «аварийка» и поворотники. Если магнитола, как я уже сказал, обладает сильным голосом, то «тиканье» зеленых стрелок на приборной панели имеет еле уловимое звуковое сопровождение. При «поющей» аудиосистеме пойди его услышь.
Если бы такой тенорок исходил из-под моторного отсека, была бы сказка. Но пока что у вазовцев не получилось сделать кардинальный шаг вперед в области шумоизоляции. Нет, на фоне «Гранты» и «Приоры» новинка, безусловно, тише, но до «иномарочного» показателя заводчанам еще стоит поднапрячь свои силы. Особый дискомфорт доставили шумы в области задних колесных арок – они неприлично очевидны. Голое железо, конечно же, выдерживает удары, летящие из-под колес, но охотно дает знать, что ему больно, живым отзвуком, быстро проникающим в салон.
Принимаю это, как есть, и попутно прислушиваюсь к работе «робота», который на заводе окрестили аббревиатурой «АМТ» (автоматизированная трансмиссия»). С коробкой серии «2182» я уже знаком по «Приоре», но, в отличие, от старушки, для «Весты» ее слегка перенастроили. Радуюсь тому, что переключения по-прежнему эластичные и понятные, хотя и не самые оперативные. Вспоминаю мастер-класс от Владимира Петунина, руководителя проекта по автоматизированным трансмиссиям «АвтоВАЗа», который стократ повторял, что АМТ`шкой надо уметь манипулировать. Любые изменения положения селектора до начала движения выполняются только при нажатой педали тормоза. При остановке на светофоре переключаться на «N» не обязательно. А вот при постановке на стоянку надо заглушить двигатель с включенной передачей (A, M, R). Ставить на «ручник» в этом случае не обязательно.
Автомобиль начинает движение только тогда, когда нажимается педаль газа. При этом замыкается сцепление. «Робот» не имеет ползучего режима, как на «автомате», потому как у него отсутствует гидротрансформатор. При переключении передач задержка в динамике разгона очевидна, но это функциональное свойство трансмиссии, ведь в основе АМТ – механическая коробка «2180». Поэтому для переключения скорости следует выключить сцепление, переключить передачу и вновь включить сцепление. Удивлены, откуда, мол, тут третья педаль? Верно заметили: педалей и правда две, и вышеизложенное – всего лишь виртуальное объяснение; на деле же вместо водителя данные манипуляции осуществляет автоматика.
«Рвать» в автоматическом режиме АМТ и ждать динамического выстрела не получится – коробка проектировалась не для гонок, а во имя соблюдения ряда потребительских компромиссов. Поэтому, желая пойти на обгон, сразу переходите на режим «М» и смело сбрасывайте одну-две передачи вниз. 1-я скорость в «мануале» упрется в 50 км/ч и будет держаться, пока вы не вспомните о том, что сейчас бразды правления в ваших руках. На 2-й докатите до «девяноста», но здесь переход на 3-ю передачу будет вопреки вашим желаниям автоматическим, и дальше, до 5-й процесс выглядит именно так. Возможность комбинированного метода управления «Вестой» удобен в разных дорожных ситуациях. На моем загородном пути неожиданно «нарисовалась» скользкая и довольно крутая горка с таким же, как оказалось, спуском. И штурмовать, и катиться вниз я предпочел на 1-й «механической» передаче. Притом, что даже в «автомате» система не переключает коробку на 2-ю скорость, дабы исключить остановки двигателя. Тяга наверх, быть может, не самая большая (148 Нм при 4200 об/мин), но ее с горем пополам хватило. А на длинном спуске «младшая» передача заняла строго «приказанную» ей позицию и не дала машине разогнаться методом перехода на повышенные скорости.
АМТ адаптивная, имеет 26 карт переключений, постоянно интерполирующих между собой: в зависимости от характера управления, система выбирает подходящую карту и выполняет переключение в нужный момент. То есть «робот» включит передачу только при достижении минимально возможной скорости для данной передачи. Если двигаться в городе без активного педалирования, на мягком газу, увидите, что переход с 4-й на 5-ю будет проходить после 70 км/ч, не раньше. В этом случае 2300 об/мин 106-сильного мотора вдруг превратятся в 1800 об/мин. Простецкий вазовский 1,6-литровый агрегат не научен работать на низких оборотах, ему комфортнее всего дышать где-то на уровне 3500 об/мин. Это тот показатель вращения коленвала, при котором на 5-й передаче Vesta будет нестись со скоростью 120 км/ч. «Воздуха» под педалью акселератора еще в достатке, и ваше желание поехать быстрее спевка «двигатель-АМТ» готова будет удовлетворить, пусть и не в самом спешном режиме. «Рулежка» в общем и целом оставила неплохое впечатление – видно, что работа на заводе проведена недетская, давно пора было. Однако, в вопросах остроты и точности управления вся та иногвардия, имена которой я озвучил в начале обзора, выглядит интереснее. Будем считать, что Vesta – лишь первая ласточка на пути серьезного модельного обновления бренда, и уже это внушает оптимизм. Ведь и Skoda, давайте признаемся, к началу 90-х производила далеко не самые интересные машины. Чем мы хуже?…
От лирики движения к практике потребления
Свергнуть «Гранту» с вазовского пьедестала в этом году «Весте» вряд ли удастся. Производителю и дилерам нужно время для раскрутки, а потребителям – чтобы раскусить новый продукт. Все было бы намного проще, будь у новинки цена, которой «АвтоВАЗ» худо-бедно придерживался все минувшие годы. Да, с оснащением автомобиля у тольяттинцев получилось неплохо – есть, чем щегольнуть перед прямыми конкурентами. Но при относительном соответствии комплектаций и ряде мелких технических недоработок, о которых мы рассказали, наш народ пока не готов делать массовый выбор в пользу отечественного варианта. Конкретно тестовый экземпляр Lada Vesta стоит больше 600 тыс. рублей (официальный максимум – 677 000 руб.). На этой ценовой позиции легко обнаружим целую грядку не хуже нафаршированных иностранных визави. Да и стартовые 514 000 рублей (версия Classic) не тянут на понятие доступности. К тому же, в данной комплектации не увидим ряда привычных мелочей: кресла с регулировкой по высоте, противосолнечного козырька, задних электростеклоподъемников, кондиционера, музыки и т.п.
Люка нет во всех комплектациях. Врезать его у официального дилера не получится, ибо данные работы не одобрены заводом-производителем и будут расцениваться как вмешательство в конструктивные особенности автомобиля, что приводит к уменьшению жесткости кузова. Устанавливаемые на заводе шины имеют 2 происхождения: Matador (R15) и Pirelli (R16). КАСКО на «Весту» стоит, в среднем, 10,5% от стоимости автомобиля (все зависит от стажа и возраста водителя). До конца января с учетом 30% скидки КАСКО обойдется клиенту около 8% от стоимости авто.
Стоимость запчастей Lada Vesta (руб.):
— рычаг с сайлент-блоками в сборе (лев/прав) -5 650
— шаровая опора (лев/прав) — 390
— амортизаторы (лев/прав) – 4 130/4 130
— бампер – 4 460
— дверь передняя (лев/прав) – 17 840/17 840
— воздушный фильтр — 860
— стойки стабилизатора — 640
— рулевой механизм в сборе – 19 820
— тормозные колодки (цен пока нет)
Стоимость работ по замене и ТО (руб.):
— ТО1 – 6 070
— ТО2 – 8 243
— ТО3 – 7 090
— фильтр воздушный двигателя — 20
— рычаг передней подвески нижний (прав/лев) – 780
— шаровая опора (прав/лев) — 980
— стойка телескопическая передней подвески (прав/лев) — 380
— тормозные колодки (перед/зад) – 320/500
— сцепление – 4 810
— ремень ГРМ – 1 220
— стойка стабилизатора (прав/лев) — 180
— наконечник рулевой тяги наружный (прав/лев) — 630
— бампер передний (без ЛКМ) – 5 278
— дверь передняя (прав/лев) без ЛКМ – 5 780
Интересно и с юмором
— Веста — древнеримская богиня, покровительница семейного очага. Во время праздника римлянки совершали паломничество в храм богини и приносили жертвы. В этот день ослы не употреблялись для работы, так как, по преданию, крик осла некогда пробудил богиню ото сна в то время, как Приап собирался обесчестить её. В скульптурных изображениях Веста представляется в виде богато одетой девушки с накинутым на голову покрывалом.
— Цитата из к/ф «Кавказская пленница»: «Будешь жарить шашлик из эта невеста, не забудь пригласить».
— Цитата из к/ф "12 стульев": "А скажи, отец, невесты в вашем городе есть? — Кому и кобыла невеста"…
— Французский юморист: "Lada — это вам не СПИД, это не заразно". Звучит весело, хотя и не без доли сарказма в адрес "АвтоВАЗа". Хочется верить, что с выходом Vesta актуальность подобных шуток сойдет на нет.
Благодарим автоцентр "Питер-Лада" за предоставленный на тест-драйв автомобиль
Комплектации и технические характеристики
ВАЗ (Lada) Vesta Start 1.6 AMT Год выпуска, с2015 Год выпуска, по2019 Кузовседан Количество дверей/мест4/5 Тип двигателябензин Мощность, л.с./ об/мин106 Объем двигателя1596 Тип трансмисииробот 5 Приводпередний Городской цикл8.9 Загородный цикл5.3 Смешанный цикл6,6 ТопливоАИ-92 Все характеристики
Источник: