Беломорские петроглифы наскальный привет из неолита

Сегодня мы с вами посетим археологический комплекс «Беломорские петроглифы» на Залавруге. Место крайне интересное и необычное. Мы там побывали еще до наступления зимы, потому как снег покрывает наскальную резьбу плотным пушистым ковром, и увидеть что-либо уникальное, увы, не получится. Но если вас заинтересует наша информация, совершить автопутешествие можно будет уже грядущей весной…

 

 

Комплекс расположен на территории площадью около 2 кв. км, в низовьях реки Выг, одной из самых крупных в Карелии. Здесь она впадает в Белое море и  при впадении делится на многочисленные рукава, протоки, которые, в свою очередь, омывают гранитные острова.

Ранее мы писали

Мы съездили на Беломорканал и узнали, откуда появилось слово «зек»

Курите вы или нет – ваша личная прихоть/трагедия. Но уверен: любой человек в этой стране знает папиросы «Беломорканал» …

Читать далее
По мнению ученых, балтийскому кристаллическому щиту более 3 млрд лет. Человек же впервые оставил летопись о своей жизнедеятельности на прибрежных морских скалах в эпоху неолита, то есть 6000 лет назад.

Тогда, в послеледниковый период, толщина льда достигала 2 км, поэтому когда ледник стаивал, сползал, он просто выравнивал скалы, выворачивал и тащил за собой большие валуны. И ровные скальные поверхности послужили древнему человеку своеобразными листами для написания древней летописи. Речь идет не просто о рисунках, а именно о выбивках. Ведь слово «петроглиф» переводится аккурат как «резьба, выбивка по камню». Заметим, что к столь трудоемкому процессу человек, не знавший железа, пришел не сразу.

Скалы в те «темные» века были прибрежными, то есть имел место удобный выход в море. За прошедшие тысячелетия море отступило севернее, примерно на 8-9 км. А тогда место было удобно для поселений древних охотников. 

Скальное плато, затерянное в лесных дебрях, насчитывает более 3000 отдельных наскальных изображений. Обнаружены они были сравнительно недавно, в XX веке, при этом копилка регулярно пополняется – новые изображения находят чуть ли не каждый год. Рисунки, как правило, небольшие: 20-50 см, в самых редких случаях длина составляет до 3 метров.

В тематике и сюжетах беломорских петроглифов преобладают изображения лодок. Есть батальные сюжеты, сцены охоты на лесных зверей, птиц и морских животных с участием людей (пеших, лыжников, гребцов). «Сельскохозяйственных» зарисовок нет, ибо в те века земледелия как такового еще не было.

Как выбивались рисунки? Предполагается, что брался заостренный кварцевый камень, который  приставлялся к поверхности, и по нему били крупным булыжником. Сначала выбивался контур того, что хотел изобразить человек, потом внутри снималась отбойником поверхность скалы. Глубоко выбить было невозможно – гранит все же твердая порода. Снимался, как правило, верхний слой гранита – 1,2 мм, редко 3 мм. Поэтому рисунки подвержены истиранию.

Когда туристы заходят на территорию комплекса, не подозревая, что тут расположены ценные петроглифы, есть опасность заноса песка, а он, как все мы знаем, абразив. Кроме того, имеет место выветривание скал и зарастание лишайником. Поэтому сегодня остро стоит задача сохранения этих редкостных изображений.

«
Петроглифы Карелии таят в себе немало загадок, разгадать которые нам вряд ли когда-либо удастся. Во имя чего трудился человек, какую осознанную цель преследовал в этом нелегком и кропотливом труде? Мы не можем дать точного ответа на эти вопросы. Несомненно, в наскальных изображениях отражено мировосприятие древнего человека, их можно рассматривать как своеобразный изобразительный фольклор
»

Ирина Соболева, хранитель фондов Краеведческого музея «Беломорские петроглифы»

Много изображений морских промыслов. Лодки преимущественно показаны сбоку, без парусов, но иногда с веслами. Как полагают ученые, лодки мастерились комбинированным способом: дно вырубалось из целого ствола дерева, затем нашивался каркас из толстых ветвей деревьев. Потом он обтягивался шкурами морских животных. И на таких лодках выходи в море промышлять белуху. Ее рисовали в проекции сверху, в виде распластанной рыбки или кита.

Кстати, в настоящее время у знаменитого Соловецкого острова есть место, которое точно родильный дом, там обитает целое стадо белух. Каждая особь весит до 1 тонны и имеет длину до 7 метров. В этой связи понятно, почему наши далекие-предалекие предки предпочитали охотиться на белух – кушать их можно было долго. В употребление шли мясо и жир, а в «потребительских» целях использовались шкура и кость.

Орудия охоты были примитивны: гарпун с зазубренным наконечником на коротком древке. Жилами животных гарпун привязывался к лодке. Есть рисунки-лодки, где находятся до 30 охотников. Может, это плод воображения художника? Не исключено. Сами люди в лодках изображаются, как правило, в проекции сбоку. Каждое изображение индивидуальное, фигурки отличны друг от друга. Тот, кто стоит на носу лодки, держит гарпунный ремень (сложен гармошкой). Как думают исследователи, гарпун кидали с прицелом в дыхало белухи, чтобы, как говорится, наверняка.

Охота на белух – занятие тяжелое, а потому коллективное, в одиночку не справишься. При этом на всех изображениях видны кульминационные моменты охоты. Крайне редки изображения загарпуненной белухи или трагических моментов, когда лодка, что называется, вверх дном.

Никогда нам, современным людям, было бы не представить себе таких сцен в той бытовой деятельности, которую дают нам петроглифы. Вот история о трех охотниках – они идут на лыжах по следам лосей. Встречается попытка передать рельеф местности – возвышенности. Сами фигуры людей, их снаряжение очень детализированы, индивидуальны. А вот большая лодка, в ней группа из 12 человек. Похоже, что исход схватки с морским зверем еще не совсем ясен: гарпун только-только вонзился в добычу, гарпунный ремень даже не успел натянуться…
Отдельная тематика петроглифов — зимняя охота. На рисунках видно нечто типа коротких лыж, на которых древние люди скользили по снегу и льду, скатывались с горок. Если приглядеться, на ряде рисунков можно увидеть пунктирный след от лыж/снегоступов. Это уже когда человек идет на подъем. Персоналии изображаются в характерных для лыжников позах: нога чуть согнутая в коленке, туловище наклонено вперед.

Отчетливо на беломорских рисунках просматриваются сцены охоты на лосей. Люди собраны в группу из 3 охотников, видны стрелы в спинах лосей. В другой сценке наблюдаем человека, который копьем колет в спину крупного лося. В третьем рисунке изображена голова лося, закрепленная на носу лодки. Изображения животных довольно реалистичные, причем лоси предстают как бы в динамике.

Охота на медведя. Тоже весьма распространенные петроглифы. Причем, можно сделать вывод, что охота на косолапого была возможна в одиночку. Персонаж показан в пол-оборота, держит копье или рогатину в руке. Вот два медвежьих следа за охотниками, а сам Топтыгин нанизан на копье. Очередной рисунок: трудно различить медведя, пропорции соблюдаются слабо, у охотника что-то типа колчана.

И что самое интересное: в ряде случаев охотники и лыжники изображены с детородным органом. Значит, охоты велась голышом, и на ней участвовали исключительно мужчины. Возможно, эти беломорские скалы были как святилища, куда женщины не допускались. Женских изображений, увы, в списке найденных петроглифов не числится…  

Источник: 110km.ru

Добавить комментарий