Для автомобиля, претендующего на специфичность, коей, согласитесь, обладает любой джип, имя Compass подходит как нельзя лучше. При одном лишь произношении этого слова пытливый ум моментально рисует путешествия, поиски неизведанного, бездорожье, с которым придется «воевать». Романтика и только.
Казалось бы, как «яхту назовешь, так на ней и поплывешь». Однако, чего греха таить, в России внедорожник с таким тематически «правильным» названием остается вот уже 6 лет как бы в тени. И не только в тени старшего брата Grand Cherokee, чей авторитет ничем не перешибешь. Подавляющее большинство «одноклассников» других марок продаются у нас куда резвее Jeep Compass. Так и тянет процитировать гайдаевского тов. Саахова: «Обидно, слюшай»…
Сдается, виной тому не самая «клиентоориентированная» ценовая политика автопроизводителя. Судите сами: стоимость компактного 4,4-метрового Jeep Compass – 1 289 000 рублей. И далекой от всего, что связано с миром машин, домохозяйке понятно, что цифра, мягко говоря, завышенная. Те же односегментные «японцы», выбор которых на нашем рынке приличен, можно приобрести за очевидно меньшие деньги.
Причем, у конкурентов, как правило, 2, а то и 3 типа двигателей на выбор (как, скажем, у Mitsubishi ASX). А это для потребителя немаловажный момент. Причем, у многих в «копилке» есть дизельные версии; герой же нашего сегодняшнего теста дизелем обделен. Вернее сказать, такой мотор (2 литра, 140 сил, МКПП) в гамме присутствовал, но только в первой генерации Jeep Compass.
Нынешняя версия кроссовера, появившаяся в прошлом году, ограничилась лишь бензиновым мотором. Наверное, это объяснимо, ведь тут срабатывает давно сложившийся стереотип: если «американец», то преимущественно бензиновый. К тому же, дизельный «Компас» у нас продавался куда хуже версии, поглощающей АИ-92.
Честный труженик
Поскольку 2,4-литровый бензиновый агрегат под капотом Compass в гордом одиночестве, такую версию нам и предложили на тест. Сразу заметим: мотор в целом понравился. Как-никак мощность впечатляющая – 170 сил, да и величина крутящего момента относительно неплохая для демонстрации внедорожных способностей – 220 Нм. И пускай они достигаются не на самых низах, а лишь на 4500 об/мин, выбраться из затруднительного положения подобных характеристик зачастую может хватить.
Безусловно, сказанное имеет смысл лишь с оглядкой на полноприводную трансмиссию. Она, как могут подумать некоторые, точь-в-точь повторяет «4×4» конструкцию Grand Cherokee. Спешим огорчить (или обрадовать, кому – как): система Freedom-Drive I несколько иная: оснащена режимом принудительной блокировки межосевого дифференциала, который перераспределяет крутящий момент между осями, в зависимости от степени сцепления колёс с дорогой.
В обычном режиме передвижения 80-90% крутящего момента «владеют» передние колеса, при вынужденной пробуксовке момент автоматически «экспортируется» на заднюю ось. Это позволяет выехать из дождливо-осенней грязной колеи, когда стандартных «легковых» настроек трансмиссии вдруг не хватает.
В ходе теста мы разок умудрились практически сесть на «пузо». Все усилия монопривода к желаемому результату не приводили, что было объяснимо. Пришлось воспользоваться услугами Т-образной клавиши «4 WD Lock», заведующей «танковым» характером Compass. Усиленное урчание движка, усиленная собранность всех «мышц» привода – и Compass на свободе.
К слову, пресловутую Т-образную клавишу в салоне не сразу и отыщешь. Она «спряталась» под «ручником», возле замка ремня безопасности водителя. Это только на первый взгляд «выселки», мол, неудобно. На самом деле с точностью до наоборот. Прибегать к ее активации в повседневной эксплуатации автомобиля приходится не часто, зато случайно ее не нажмешь. Уже плюс, а то вдруг это произойдет на скорости…
Свыше 50 км/ч не рекомендуется. Если же такая оказия случится, чрезмерно посыпать голову пеплом не стоит. Гидроблок не «полетит», как это обычно происходит с классическими «автоматами». Безусловно, вариатор перегреется, чай, механизм, а не что-то эфирное. Сделайте незапланированную, но вынужденную остановку, охладите технику — и следуйте далее.
Только вариатор
Ни «автомата», ни честной «механики» в распоряжении «российского» варианта Jeep Compass нет. Как мы заметили парой-тройкой строк выше, исключительно бесступенчатый вариатор CVT II. Он, похоже, проходил долгие тренировки во время испытаний II поколения «Компаса», желая «выслужиться». Таки-получилось. CVT II открыт руководящим пожеланиям водителя — оперативно и мягко пересылает задачу по «ниспадающей», к колесам.
На прямой кроссовер демонстрирует неплохую для машин этого класса динамику – нормативную «сотню» 1,6-тонный Compass «делает» через 11 с небольшим секунд. Разгон можно охарактеризовать если не оперативным, то уж, во всяком случае, не скучным. Другой момент, что надо ждать, когда стрелка тахометра приблизится к отметке 4000 оборотов.
На скорости, позволительной для передвижения по той же КАД, вариатор ведет себя экономичнее классического «автомата». И лишь при спокойной манере езды по этому показателю CVT II проигрывает АКПП. Тех. характеристики автопроизводителя уверяют, что смешанный расход топлива Jeep Compass составляет порядка 9 л/100 км пути. Вынужден не согласиться с релизовскими данными. Как ни старался передвигаться в режиме «диетического питания», цифры расхода бензина были печальнее. Хорошо еще, «кулинарные пристрастия» у американского кроссовера простецкие – менее дорогой по цене «92-й» бензин.
Понравилась подвеска. Она, скорее, мягкая, чем упругая, но это совсем не минус – каких бы то ни было серьезных кренов в поворотах кроссовер не выказывает. Автомобиль достаточно уверенно держит трассу. Неглубокие ямы глотаются непринужденно. Информативность руля — средней продуктивности, на скоростях выше допустимых ощущается некая «пустота» в околонулевой зоне.
По-взрослому
Передвигаться за рулем Compass так же комфортно и удобно, как в водительском кресле Grand Cherokee. Американцев не надо учить конструировать уютные машины, опыта и школы хватает. Кто-то заявляет, мол, не слишком просторно. Не согласен: ноги и руки ни во что не упираются. Сидя в кресле, ощущаешь полное единение с автомобилем; такое встречаешь далеко не на всех современных машинах. Пластмасса, использованная в оформлении передней панели, жесткая, но это совсем не означает, что на нее по-ковбойски следует класть «казаки». А вот пластик панелей передних дверей более мягкий, и тому, видимо, есть причины.
Стиль оформления интерьера Compass как две капли похож на вариант другого Jeep — Liberty. Разве что кузова машин совершенно разные. Что интереснее чисто внешне – судить тому, кто вдруг окажется перед такой дилеммой. Если по мне, то экстерьер Compass пригляднее. Особенно в анфас. Тут «Компас» трудно не спутать с Grand Cherokee – та же решетка радиатора с классическими 7-ю прорезями и хромированной окантовкой, схожий «мускулистый» капот. Согласитесь, красивое и в чем-то даже интеллигентное решение. Первая модификация Jeep Compass была не такой яркой, скорее, вызывала легкую улыбку, навевая мысли о беззаботном детстве.
Рулевое колесо имеет управление аудиосистемой, круиз-контролем, системой U-connect. Активация звука — на тыльной стороне «баранки», а потому менять громкость и FM-радиостанцию придется на ощупь. Щетки стеклоочистителя приводятся в действие не так, как мы привыкли. Для этого недостаточно качнуть рычагом, расположенным справа от обода рулевого колеса; надо выполнить вращательное движение ободком на этой самой «кочерге».
Перчаточный ящик маловат, но его «грешок» компенсирует специальная ниша, расположенная на одном уровне с ЖК-дисплеем. Над самим монитором – два крупных дефлектора системы вентиляции. Они возвышаются точь-в-точь на том месте, где у старых Mitsubishi Pajero ютились компас и прочие «внедорожные» приборы.
На заднем диване Compass совсем не тесно. Сиденья легко складываются в пропорции 4:3 и при необходимости образуют ровный пол. Кресла здесь в меру жесткие, а потому удобные. Жаль только подвод системы вентиляции к ним отсутствует. Объем багажного отделения огромным не может быть по определению сегментации кроссовера. Однако, и маленьким его не назовешь – как-никак 458 литров. Складываем задний ряд сидений, и вместительность увеличивается до 1269 литров.
Резюмируя, повторюсь, что автомобиль произвел, в общем и целом, приятное впечатление. Как обустроенностью салона, так и своими ходовыми способностями, которые, если надо, могут пригодиться в том числе за пределами асфальта. Быть может, слабовато проработан американцами вопрос оснащения автомобиля – у Compass нет в наличии многих опций, которыми щеголяют те же «японцы». И, как уже было заявлено в начале обзора, великовата цена. На нее могут не посмотреть разве что фанатичные поклонники американского бренда. Коих, признаться, не так много, но они есть. Почти нет сомнений: Jeep Compass может и должен быть им интересен.
Технические характеристики Jeep Compass:
Габариты, мм 4448x1812x1663
Колесная база, мм 2635
Собственная масса, кг 1530
Макс. нагрузка на крышу, кг 68
Объем двигателя, куб. см 2360
Мощность, л.с. при об/мин 170/6000
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 220/4500
Разгон 0-100 км/ч, сек. 11,3
Макс. скорость, км/ч 185
Смешанный расход топлива, л/100км 8,6
Уровень эмиссии Евро-4
Клиренс, мм 205
Преодоление брода, мм 279
Угол продольной проходимости, град. 20
Размерность колес 215/55 R18
Автомобиль на тест предоставлен автоцентром «Эльва-Моторс»
Источник: