Зоной лесотундры к вершинам Урала

Чтобы узнать любовь, согласно мысли Льва Толстого, надо ошибиться и потом поправиться. Чтобы полюбить Север, утверждает корреспондент 110km.ru, надо как минимум там побывать и пройти накладываемые им на каждого новичка испытания.

 

 

Великое благо, если трудности преодолеваешь не один. Как в этой связи не вспомнить Н. С. Лескова: «В путь шествующему человеку первое дело сопутник; с умным и добрым товарищем и холод, и голод легче». Забегая немного вперед, скажу: голодать на 65-м градусе северной широты, к счастью, не пришлось. А вот вставать не свет не заря при температуре наружного горного воздуха -11 градусов — и это когда на берегах Невы еще чувствовались отголоски «бабьего лета» с их «+15» — таки довелось.

Опять же, обращаясь, к классику, замечу: «Если нельзя управлять погодой, то можно не обращать на нее внимания». «Верно изрек старик Джером К. Джером», — решили представители СП «GM-АвтоВАЗ», только-только отметившие 10-летие своего «боевого» продукта, и рванули на северо-восток Коми. Туда, где не ступала и еще долго не ступит нога многих россиян. Где живут, не ведая искусов обманчивого мира оленеводы. Где величаво красуется в облачной шапке самая высокая точка Уральской гряды – гора Народная (1895 метров). Где девственность суровой, но такой притягательной по своей силе природы нацпарка «Югыд Ва» заставляет человека быть сосредоточеннее и добрее.

Казалось бы, чего тысячный раз подряд проверять характер Chevrolet Niva? За 10 лет столько езжено-переезжено. Сказано-пересказано. Все и так ясно: вездеход – он и в тундре вездеход. Но тольяттинцы поддались на эту авантюру, дабы ни у одного скептика не осталось ни йоты сомнения в возможностях внедорожника. Ведь не будем, друзья, лукавить: свой сухарь сытнее чужих пирогов

 Не дороги и были…

…Усинск, Инта, склоны Приполярного Урала, река Кожим и десятки других, менее крупных горных речушек с кристально чистой ледяной водой… Лучшего полигона для Chevrolet Niva просто не придумать. Для кого-то тест начался уже на бедных улочках готовящейся к зиме Инты. Асфальт, вроде как, уложен. Но подчеркнуто «топорно» и лишь местами. Какое-то время назад «Газпром» выделил городу энную сумму денег на ремонт дорог: мол, раз мы тут тянем «нитку» газопровода, значит, по идее, должны принять непосредственное участие в дорожной теме. Но очень быстро «газовые» грузовики разбили и то, во что сами вложились. В общем, швах.

Несколько километров на выезде из Инты – т.н. «бетонка»: ряд сочлененных друг с другом плит. Ведет это местное «благолепие» только к буровым точкам, а это, признаться, не так уж и далеко и совсем в сторону от нашего маршрута. Так что, ехать пришлось, скорее, по «направлениям», нежели по дорогам. Благо, что кучу лет назад эти транспортные просеки были прорублены «джентльменами удачи», брошенными советским государством на поиск золотой жилы.

Когда перед отправлением с площади у интинского аэропорта нам заявили, что ехать будем долго, и выдали специально напечатанную карту без указания масштаба, автоматически поверилось в то, что путь по километражу предстоит длинный. 100 или 200 км на Севере, сами понимаете, не расстояние. На деле же все вышло несколько иначе: 90 км до переправы через р. Кожим и 50 км – до финальной точки путешествия, турбазы «Желанное», что приютилась между живописных склонов Приполярного Урала на высоте 800 метров. 

На преодоление половины пути, не поверите, потратили почти 5 часов. И это – без каких бы то ни было затяжных привалов и «зеленых остановок». Вот вам и иллюстрация того, какие в тундро-нефтяном крае веси-направления. Поначалу машины (таковых было 6 включая демонстрационный Chevrolet Niva, блиставший еще недавно на ММАС-2012) мы откровенно жалели. Оно и понятно: «угробишь» технику сейчас – на чем будешь возвращаться? Впереди ни СТО, ни магазинов запчастей, ни даже АЗС. О чем вы? Одни лишь карликовые березы, нескончаемые камни-валуны да спрятавшиеся от чужеродного гула моторов волки-олени. Плюс занимательные рассказы интинского коллеги-телевизионщика о суровом быте местных жителей и уголовно-лагерной истории здешних мест.

Свой сухарь сытнее чужих пирогов

На первых километрах маршрута регулярные крены кузова, раскачки вправо-влево и частые переключения с первой на вторую, максимум – третью (быстрее ехать не получалось), доставляли радость разве что оптимистам от природы. Но очень быстро экипажи, а в особенности сидящие за спиной водителя коллеги, поняли, что нескончаемая «зубодробилка» способна понравиться лишь тем, для кого обыденное дело — походы к дорогостоящему мануальному терапевту.

Может, за кем-то повторюсь, но просто обязан «кинуть леща» создателям Chevy Niva, которая вместе с нами проехала крайне непростыми таежными и горными тропами. Салон для своих габаритов вполне вместительный; не вправе на него сетовать. Места хватило всем четверым, разве что сидушки несколько жестковаты, но это не критично. Посадка высокая настолько, что в условиях выбора пути ее можно считать чуть ли не эталонной. Да, быть может, капот немного срезан вниз, и его край не во всех ситуациях видно. Но это, простите, свойственно всем внедорожникам. Не нравится — ищите безкапотный ГАЗ-66. Но это уже будет совсем другой рассказ…

Багажник откровенно маловат. Мы с трудом втиснули в его скромные «объятия» все наши походные баулы и сумки, кое-что даже пришлось укладывать на декоративную панель. Обзор назад создавшаяся «гора», безусловно, сильно ограничила, но, признаться, активно пользоваться задним стеклом и наружными «лопухами» не было повода. Обгонять друг друга, в силу этичности профессии и безопасности, никто себе не позволял, а встречных машин на пути – как тех боязливых куропаток, что нам дважды посчастливилось увидеть выпархивающими чуть ли не из-под самых колес.

На многокилометровом отрезке, изобилующем чередой крупных диагональных ям, наполненных замерзшей водой, глубоких и не очень, подвеска показала себя молодцом. Мягкая, кочки глотает с легкостью местных сов после удачной охоты на мышей. Приличный клиренс с надежной защитой картера позволяют практически не думать о том, что «пузо» вот-вот за что-то зацепится.

Быть может, не всем по нраву короткие ходы рычага МКПП. Согласен. Но в условиях северного теста, когда разгоняться просто не получалось, а требовалась преимущественно тяга, лучшей схемы, думаю, и не придумаешь. К тому же, скорости включаются вполне «по-европейски», без «грузовых» усилий (разве что пару раз «сглючила» задняя передача; будем считать, что не успела притереться при общем небольшом, всего 500-километровом пробеге автомобиля).

Выезжая подчас из очередного «омута», ловил себя на следующей мысли: для местных условий Chevrolet Niva – пожалуй, наиболее подходящий внедорожник. Доступный, проходимый, неприхотливый, с не ахти каким большим расходом топлива и хорошо прогреваемым салоном. Недаром на улицах Инты и Усинска мы заприметили приличное количество тольяттинских вездеходов. Северян не обманешь.

Кстати…

Интересным может показаться вопрос, каким образом в вышеназванных и других городах северной части Коми появляются автомобили? То, что не «асфальто-бетонным» — факт. Как мы уже заметили, дорог общего пользования в регионе просто нет. Самолет и вертолет исключаются. Остается железная дорога. Загрузить приобретенный в Средней полосе России автомобиль и довезти его под стук колес в предгорья Приполярного Урала – порядка 30 000 рублей за место на платформе.

Крутые иномарочные джипы встречаются, прежде всего, в Усинске. Но не приведи судьба такому автомобилю попасть в ДТП или сломаться. Запчастей днем с огнем не сыщешь, придется вновь делать заказ через ж/д. А вот с деталями для Chevrolet Niva и тех же «Жигулей» попроще: и СТО есть, и магазины запчастей.

Испить ледяной водицы

Миновав без особых приключений таежные заросли, тестовая «кавалькада» Chevrolet Niva, на чьих госзнаках красовались коды регионов Архангельской, Вологодской и Пермской областей, выбралась на горное плато. Лесистость исчезла, в поле видимости «нарисовались» снежные вершины Урала, дорога обросла плантациями мшистых камней, стали появляться поляны черно-синей северной ягоды. Лужи «нарядились» в ледок, появился первый робкий снег. Бортовой компьютер сменил скромный «+» на откровенный «-». Впервые мы осознанно поняли, что попали в барские угодья его Величества Севера.

Один крутой склон начал сменяться другим. В низинах-перемычках – мелкие речки с ледяной, но кристально-прозрачной водой. Какой-то добрый человек оставил на одном самодельном мостовом переходе кружку – пускай, мол, утомившийся путник отведает живой водицы. Одним из первых среди коллег я проявил-таки интерес к «водопою», но «чрево» кружки оказалось… сплошным куском льда.

Бороться с крутыми подъемами Chevy Niva не так и сложно. Где уж совсем напряг, на помощь приходит режим полного привода. Он, как все мы знаем, абсолютно честный. Внедорожная (225/65 R16) резина цепко «врастает» в щебень и мелкие куски дорожного камня, откидывая их с плотна дороги. Мотор ревет аки «белый медведь в теплую погоду», но ресурса в целом хватает, чтобы через усилия оказаться на вершине очередной кручи. Уверен: будь у движка хотя бы сил 100, возможности внедорожника оказались бы еще более впечатляющими. 

Кстати, о медведях…Они в нацпарке, естественно, водятся. Правда не белые, а бурые. Равно как снуют в поисках пропитания волки, росомахи, лоси, зайцы и прочая «шерстяная» живность. На данный момент косолапые, поддавшись инстинкту, пребывают в царстве Морфея. Встретить Топтыгина, со слов старшего госинспектора Интинского филиала национального парка «Югыд Ва» Сергея Киселева, практически невозможно. Разве что какой залетный и напуганный браконьерами шатун не спугнет заблудившегося зеваку. Проснутся Мишки 18 апреля. Вот так – определенно и конкретно. Они тут, говорит Сергей, строго соблюдают природный распорядок.  Куда, быть может, опаснее встреча с волком. Местные «серые» особо крупных размеров – рост достигает 80 см, длина следа — до 16 см. Будь с вами собака, сразу и не скажешь, кто первым успеет ретироваться.

Эти и многие другие подробности из жизни флоры и фауны северо-востока Коми мы узнали от Сергея уже на обеде, который предварял самую первую нашу тестовую переправу — через р. Кожим. Прошли мы ее в 2 этапа, потому как река оказалась достаточно широкой и раздвоенной. Не имея повседневного опыта подобных водных штурмов, «пробник» оказался слегка напряженным (это уже на второй и третий дни наши внедорожники бороздили русла горных рек словно дорожки тещиного садоводства).

Потратив 1 кг нервных клеток, с пилотным заданием все справились с первой попытки. Далее предстоял второй, куда более простой и менее протяженный участок маршрута из лесотундры к гряде Приполярного Урала. Но об этом — дабы не утомлять читателя чрезмерно долгим повествованием, – в нашей следующей публикации…

Продолжение следует...

Источник: 110km.ru

Добавить комментарий
Не копируйте текст!